Найти тему
Думающая история

Игрушки - это мы

Оглавление

Издревле игрушка рассматривалась как средство воспитания и развития ребенка. С одной стороны, игрушка - это отражение социокультурных процессов, которые протекают в обществе, а с другой - инструмент, влияющий на эти процессы.

Исторический контекст

Начиная с отмены рабства в 1865 г. в США на протяжении 100 лет господствовала расовая сегрегация по цвету кожи.

Американское общество считало чернокожих афроамериканцев гражданами второго сорта. Например, по законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» – об этом свидетельствовала надпись при входе.

Вывеска железнодорожной станции, около 1930-х годов. На вывеске написано "Зал ожидания ТОЛЬКО ДЛЯ БЕЛЫХ" по приказу департамента полиции. Коллекция Смитсоновского национального музея истории и культуры афроамериканцев (Источник изображения: https://nmaahc.si.edu)
Вывеска железнодорожной станции, около 1930-х годов. На вывеске написано "Зал ожидания ТОЛЬКО ДЛЯ БЕЛЫХ" по приказу департамента полиции. Коллекция Смитсоновского национального музея истории и культуры афроамериканцев (Источник изображения: https://nmaahc.si.edu)

Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить «белым» пассажирам свои «чёрные» места. Жёсткая сегрегация по цвету кожи существовала и в общественных туалетах, магазинах (разные входы, разные кассы).

Сегрегация в транспорте, 1955 г. (Источник изображения: https://spletnik.ru)
Сегрегация в транспорте, 1955 г. (Источник изображения: https://spletnik.ru)

Популярным персонажем была Мамушка. Обычно ее изображали пожилой, тучной, почтенной чернокожей рабыней или служанкой, которая с удовольствием готовила и убирала. В довоенный период Мамушку использовали как “доказательство” того, что рабы были счастливы.

Кадр из фильма «Унесенные ветром», 1939 (Источник изображения: kino-teatr.ru)
Кадр из фильма «Унесенные ветром», 1939 (Источник изображения: kino-teatr.ru)

С другой стороны, в эпоху, когда у чернокожих женщин было мало возможностей трудоустройства за пределами домашней прислуги, образ Мамушки использовали для оправдания их угнетения. Одним из самых известных и наиболее успешных случаев использования архетипа мамочки - реклама блинной смеси "Тетя Джемайма".

Коробка из-под муки для блинчиков тети Джемаймы, коллекция AAMI начала ХХ века (Источник изображения: https://blackiowa.org)
Коробка из-под муки для блинчиков тети Джемаймы, коллекция AAMI начала ХХ века (Источник изображения: https://blackiowa.org)

Рекламные объявления, ориентированные в первую очередь на белых женщин, рассказывали предысторию персонажа и ее секретный рецепт блинчиков. Реклама призывала белых домохозяек иметь в хозяйстве тетю Джемайму, а не быть тетей Джемаймой.

А что было не так с куклами?

Кукол, которые бы привлекательно изображали афроамериканцев, не существовало. Используемые в книгах, фильмах и рекламе образы, наделяли чернокожих непривлекательной стереотипной внешностью или указывали на социальные роли негритянского населения. Популярными персонажами были дядюшка Моз или Пиканинни.

Дядюшка Моз. Кукла с выставки «Защита свободы, определение свободы: эпоха сегрегации». Автор: Smithsonian Institution. National Museum of African American History and Culture (Источник изображения: https://nmaahc.si.edu)
Дядюшка Моз. Кукла с выставки «Защита свободы, определение свободы: эпоха сегрегации». Автор: Smithsonian Institution. National Museum of African American History and Culture (Источник изображения: https://nmaahc.si.edu)

Последний можно рассматривать как расистскую карикатуру на чернокожих детей.

Галерея Пиканинни (источник изображения: https://jimcrowmuseum.ferris.edu)
Галерея Пиканинни (источник изображения: https://jimcrowmuseum.ferris.edu)

У Пиканинни были глаза навыкате, нечесаные волосы, красные губы и широкий рот, в который они запихивали огромные куски арбуза.

Галерея Пиканинни (источник изображения: https://jimcrowmuseum.ferris.edu)
Галерея Пиканинни (источник изображения: https://jimcrowmuseum.ferris.edu)

На рубеже ХХ века такие магазины, как Montgomery Ward и Company, рекламировали «... черных тряпичных кукол: «смуглую» куклу-медсестру, тряпичную куклу «Мамушку» и «смуглого чувака».

Компании, производящие игрушки, зная о расовом климате того времени, извлекли выгоду из стереотипов и продавали этих кукол белым потребителям. Они усилили расистские темы в обществе.

Кроме этого, такой подход к куклам негативно сказывался на детской самооценке и уверенности в себе маленьких афроамериканцев. Это подтверждается исследованием расовых представлений чернокожих детей Кларка. Большинство детей предпочитали белокожую куклу, приписывая ей положительные характеристики по сравнению с темнокожими куклами.

Люди, пытавшиеся изменить ситуацию с игрушками

В 1909 году афроамериканский священник и бизнесмен по имени Ричард Генри Бойд основал Национальную компанию по производству темнокожих кукол, пытаясь бороться с расистскими образами. Компания стремилась дать маленьким чернокожим девочкам истинное отражение самих себя. Однако компания закрылась в 1915 году.

В 1948 году бизнесвумен и общественная активистка Сара Ли Крич стала свидетельницей того, как чернокожие дети играли с белыми куклами в Бель Глейд (штат Флорида). У нее возникла идея создать реалистичных и привлекательных «черных» кукол. Первой помощницей Сары стала ее подруга, учительница Макседа фон Хессе.

Этот проект поддержали активисты, руководители колледжей, государственные деятели, спортсмены, даже первая леди Америки Элеонора Рузвельт приложила усилия к созданию куклы.

Чтобы привлечь внимание нации, она организовала встречу с чернокожими знаменитостями, в том числе с лауреатом Нобелевской премии мира Ральфом Банч, чтобы проконсультироваться по поводу подходящего цвета кожи и черт лица для куклы Сарали.

Кукла Сарали (Источник изображения: https://www.thechristiancrochetaddict.com)
Кукла Сарали (Источник изображения: https://www.thechristiancrochetaddict.com)

Сарали быстро стала предметом обсуждения во многих публикациях. Она появилась в магазинах Sears Roebuck в 1951 году и в рождественском каталоге всего за 6,95 долларов. Журналы Ebony, Time, Life, Esquire и Newsweek рекламировали ее появление на прилавках магазинов.

Реклама куклы Сарали (Источник изображения: https://www.thechristiancrochetaddict.com)
Реклама куклы Сарали (Источник изображения: https://www.thechristiancrochetaddict.com)

К сожалению, фабрики, так же быстро, как изготовили, так и прекратили производство кукол Сарали – в 1953 году.

Первая по-настоящему популярная и массово продаваемая "черная" кукла появилась более 50 лет спустя. Ее звали Малышка Нэнси и производилась она калифорнийской компанией Shindana Toys.

Бэби Нэнси была первой чернокожей куклой-младенцем с африканской внешностью и другими аутентичными чертами (Источник изображения: https://www.dailymail.co.uk)
Бэби Нэнси была первой чернокожей куклой-младенцем с африканской внешностью и другими аутентичными чертами (Источник изображения: https://www.dailymail.co.uk)

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература

Brianna Kim. Collections Corner: Aunt Jemima – African American Museum of Iowa