Издревле игрушка рассматривалась как средство воспитания и развития ребенка. С одной стороны, игрушка - это отражение социокультурных процессов, которые протекают в обществе, а с другой - инструмент, влияющий на эти процессы.
Исторический контекст
Начиная с отмены рабства в 1865 г. в США на протяжении 100 лет господствовала расовая сегрегация по цвету кожи.
Американское общество считало чернокожих афроамериканцев гражданами второго сорта. Например, по законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» – об этом свидетельствовала надпись при входе.
Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить «белым» пассажирам свои «чёрные» места. Жёсткая сегрегация по цвету кожи существовала и в общественных туалетах, магазинах (разные входы, разные кассы).
Популярным персонажем была Мамушка. Обычно ее изображали пожилой, тучной, почтенной чернокожей рабыней или служанкой, которая с удовольствием готовила и убирала. В довоенный период Мамушку использовали как “доказательство” того, что рабы были счастливы.
С другой стороны, в эпоху, когда у чернокожих женщин было мало возможностей трудоустройства за пределами домашней прислуги, образ Мамушки использовали для оправдания их угнетения. Одним из самых известных и наиболее успешных случаев использования архетипа мамочки - реклама блинной смеси "Тетя Джемайма".
Рекламные объявления, ориентированные в первую очередь на белых женщин, рассказывали предысторию персонажа и ее секретный рецепт блинчиков. Реклама призывала белых домохозяек иметь в хозяйстве тетю Джемайму, а не быть тетей Джемаймой.
А что было не так с куклами?
Кукол, которые бы привлекательно изображали афроамериканцев, не существовало. Используемые в книгах, фильмах и рекламе образы, наделяли чернокожих непривлекательной стереотипной внешностью или указывали на социальные роли негритянского населения. Популярными персонажами были дядюшка Моз или Пиканинни.
Последний можно рассматривать как расистскую карикатуру на чернокожих детей.
У Пиканинни были глаза навыкате, нечесаные волосы, красные губы и широкий рот, в который они запихивали огромные куски арбуза.
На рубеже ХХ века такие магазины, как Montgomery Ward и Company, рекламировали «... черных тряпичных кукол: «смуглую» куклу-медсестру, тряпичную куклу «Мамушку» и «смуглого чувака».
Компании, производящие игрушки, зная о расовом климате того времени, извлекли выгоду из стереотипов и продавали этих кукол белым потребителям. Они усилили расистские темы в обществе.
Кроме этого, такой подход к куклам негативно сказывался на детской самооценке и уверенности в себе маленьких афроамериканцев. Это подтверждается исследованием расовых представлений чернокожих детей Кларка. Большинство детей предпочитали белокожую куклу, приписывая ей положительные характеристики по сравнению с темнокожими куклами.
Люди, пытавшиеся изменить ситуацию с игрушками
В 1909 году афроамериканский священник и бизнесмен по имени Ричард Генри Бойд основал Национальную компанию по производству темнокожих кукол, пытаясь бороться с расистскими образами. Компания стремилась дать маленьким чернокожим девочкам истинное отражение самих себя. Однако компания закрылась в 1915 году.
В 1948 году бизнесвумен и общественная активистка Сара Ли Крич стала свидетельницей того, как чернокожие дети играли с белыми куклами в Бель Глейд (штат Флорида). У нее возникла идея создать реалистичных и привлекательных «черных» кукол. Первой помощницей Сары стала ее подруга, учительница Макседа фон Хессе.
Этот проект поддержали активисты, руководители колледжей, государственные деятели, спортсмены, даже первая леди Америки Элеонора Рузвельт приложила усилия к созданию куклы.
Чтобы привлечь внимание нации, она организовала встречу с чернокожими знаменитостями, в том числе с лауреатом Нобелевской премии мира Ральфом Банч, чтобы проконсультироваться по поводу подходящего цвета кожи и черт лица для куклы Сарали.
Сарали быстро стала предметом обсуждения во многих публикациях. Она появилась в магазинах Sears Roebuck в 1951 году и в рождественском каталоге всего за 6,95 долларов. Журналы Ebony, Time, Life, Esquire и Newsweek рекламировали ее появление на прилавках магазинов.
К сожалению, фабрики, так же быстро, как изготовили, так и прекратили производство кукол Сарали – в 1953 году.
Первая по-настоящему популярная и массово продаваемая "черная" кукла появилась более 50 лет спустя. Ее звали Малышка Нэнси и производилась она калифорнийской компанией Shindana Toys.
Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)
Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"
Использованная литература
Brianna Kim. Collections Corner: Aunt Jemima – African American Museum of Iowa