Найти тему
Monocle.ru

Африка играет за себя

   ФОТОХРОНИКА ТАСС Первый президент независимой Ганы Кваме Нкрума произносит первую речь. Сентябрь 1960 года
ФОТОХРОНИКА ТАСС Первый президент независимой Ганы Кваме Нкрума произносит первую речь. Сентябрь 1960 года

С Африкой надо дружить — это вроде бы понимает каждый политик, кто хоть раз заглядывал в перечень ископаемых континента и в демографический прогноз, определяющий источник рабочей силы и гигантский потребительский рынок. Но как искать контакт со странами третьего мира, погрязшими в коррупции, нищете и голоде, казалось бы, точно знают только их бывшие колонизаторы и «самые толстые кошельки» на свете — американский, китайский и теперь вот арабский.

Все эти штампы и клише сильно мешают устанавливать связи с континентом, жизнь которого динамично меняется едва ли не каждое десятилетие и, похоже, быстрее всех в мире. В том числе России, у которой остался гигантский советский опыт, но за тридцать лет совсем растерялись кадры, наработки и, главное, практическое понимание, как разговаривать с африканскими элитами.

Выделим несколько базовых нюансов, которые, безусловно, характерны не для всех стран континента, но отражают общий тренд.

Прежде всего, Африка стремительно формирует субъектность сообщества суверенных государств одного континента с общими на всех проблемами и близким представлением о мировом развитии.

Если раньше за стремлением к суверенитету и невмешательству во внутренние дела местные правители скрывали желание вечного правления и неограниченной власти, то сегодня это уже вполне взрослое видение ценности сильного и независимого государства. В свою очередь, оно становится следствием экономического развития, формирования национально ориентированной буржуазии, рыночной системы, воспитания и интеллектуального роста местных элит, заинтересованных во внутреннем развитии своих стран.

В результате и политики, и чиновники, и предприниматели формируют сугубо проафриканскую долгосрочную повестку, требуя равноправного диалога и уважения со стороны внешних партнеров. То есть сражение мировых держав за влияние на Африку больше не напоминает аукцион, где кусок континента вырывает тот, кто больше отсыплет в бюджет и вдвойне — в карман чиновнику. Инвестиционные программы и проекты сотрудничества с африканскими странами сегодня социально ориентированы и учитывают интересы местных рынков и производителей. Вывести ресурс в обмен на бусы больше не получится.

При этом надо учесть, что на континенте сильны интеграционные процессы. В Африке действуют 11 региональных интеграционных группировок, а также панафриканское объединение — Африканский союз. До «единой Африки» еще большой путь, но континент по нему идет практически безальтернативно и без крупных скандалов, а сдерживают страны скорее инфраструктурная (и, как следствие, экономическая) несвязность континента и внутренние политические пертурбации, а не отсутствие желания более плотной интеграции.

Именно поэтому эксперты советуют России не только выстраивать двусторонние отношения с африканскими державами, но и учесть потенциал взаимодействия как с региональными объединениями, так и с Африканским союзом в целом. Тем более что наша страна не имела колониального прошлого, не выстраивала грабительской политики выкачивания ресурсов из Африки, не отягощена проблемами расовой дискриминации, а напротив, оказала партнерам огромную помощь в борьбе за независимость, а также предоставляла интеллектуальную и промышленную поддержку. Об этом в Африке помнят, особенно на фоне усиления политики антиколониализма и запроса на переформатирование отношений с западными государствами.

Поэтому Африка в целом поддерживает Москву на международной арене. Ни одна из африканских стран не ввела против России санкции, а в ходе принципиальных голосований в ООН, например по «украинским» резолюциям, большинство государств континента остаются либо нейтральными, либо скорее поддерживают нашу позицию. Им близки базовые установки России на многополярность и взаимоуважительные отношения, защиту суверенитета, антиколониализм и усиление роли развивающихся стран в глобальных институтах и в определении правил нового миропорядка.

Чем сильнее будут расти потребности африканских стран в самостоятельной политике, тем важнее будут для них контакты с Россией.

Но для этого партнеров нужно понимать. Что такое «политическая» Африка сегодня?

Именно с помощью органов Африканского союза страны континента декларируют свой курс на поддержание суверенитета. В процессе интеграции африканцы хотят накапливать независимость, а не терять

Африканский союз: шаг над бездной

С 1960 года, когда сразу 17 стран континента провозгласили свою независимость и стремление к суверенитету, не прошло и века. Если вдуматься, то за этот небольшой период Африка совершила колоссальный прорыв в развитии. Ревущая бездна проблем, с которой столкнулись молодые государства, могла бы утопить любые начинания и обрушить любое строительство, причем одно время казалось, что так и произойдет. Но постепенно ситуация стабилизировалась, что позволило африканцам мечтать о большем, чем просто о сохранении власти внутри суверенных границ.

Одним из главных достижений континента стала панафриканская интеграция. В сентябре 1960-го Советский Союз предложил на Генассамблее ООН проект освобождения от колониальной зависимости всех территорий Африки, в декабре того же года резолюция была одобрена. И менее чем через три года после этих исторических решений, 25 мая 1963-го, новые государства сформировали Организацию африканского единства (ОАЕ).

Штаб-квартиру разместили в Аддис-Абебе. Место выбрано не случайно. Эфиопия — это единственная страна Африки, избежавшая колонизации. Ей удалось отбиться от притязаний Италии. Вдобавок Аддис-Абеба — это самая высокогорная столица на континенте и одна из самых высокогорных в мире. Символическую высоту, которую взяли 32 африканские страны в 1963 году, теперь следовало сохранять и оберегать от вызовов времени, показывая пример остальным соседям. И оказалось, что сделать это не так уж легко.

Уже в 1966 году в Гане свергли первого президента Кваме Нкрума, который был лидером антиколониального движения и одним из главных инициаторов создания ОАЕ. Затем последовала череда переворотов и сменяющих друг друга военных диктаторов. Стало понятно: сначала африканским странам придется сдать тест на сохранение государственной субъектности.

Континент стал ареной холодной войны, межэтнических конфликтов, базой для террористов, торговцев оружием и наркотиками, символом нестабильности в мировой политике. Этот багаж все еще преследует африканские страны. Однако развитие политических процессов продолжалось все эти годы, и местные элиты, вдохновленные идеями борьбы с колониализмом, только укреплялись в стремлении к суверенизации власти.

Проблемы у всех были схожими, и Организация африканского единства провозглашала главной целью урегулирование территориальных конфликтов, споров и разногласий между странами. А членство в ОАЕ строилось на основе суверенитета. Таким образом, организация становилась его гарантом. Сам факт членства в клубе ОАЕ давал определенную легитимность политическим границам государств. Их способность поддерживать независимость определялась в том числе признанием таковой соседями.

Позже, в 1991 году, на волне популярности экономической интеграции в мире, прежде всего благодаря процессам в ЕС, африканские страны провозгласили создание единого экономического сообщества в рамках ОАЕ. В нем участвовало уже 48 государств. Но амбициозные цели оказались несколько преждевременными.

Африканское экономическое сообщество распадалось на несколько региональных объединений (включая подгруппы — таможенную и валютные зоны). Перекрестное членство разных стран в блоках — IGAD, COMESA, ECOWAS, UEMOA, EAC и других — создало сложную картину с пересекающимися интересами. Потребовался новый шаг на пути к континентальному единству. И АОЕ в июле 2002 года была преобразована в Африканский союз (АС).

На этот раз главным сторонником преобразований выступил ливийский лидер Муаммар Каддафи. По его инициативе был принят Учредительный акт Африканского союза и план новой организации. Тогда же была одобрена масштабная программа стратегии развития — «Новое партнерство для развития Африки», НЕПАД.

Появились постоянные органы координации политики африканских государств — Комитет по выполнению решений глав государств и правительств (The Heads of State and Government Implementation Committee, HSGIC) и его руководящий орган из 20 государств — членов АС.

В состав HSGIC вошли по три государства от каждого региона Африканского союза. Было также решено проводить собрания HSGIC несколько раз в год. Новый орган стал и главным посредником во взаимодействии африканских государств с международными организациями — Всемирным банком, «Большой восьмеркой», Европейской комиссией, Экономической комиссией для Африки при ООН и другими, включая партнерство с крупными транснациональными компаниями.

HSGIC выделил восемь приоритетных направлений развития для Африки: политическое, экономическое и корпоративное управление; сельское хозяйство; развитие инфраструктуры; образование; здравоохранение; наука и техника; доступ на рынки и туризм; окружающая среда. По всем этим пунктам в комитете идет постоянное обсуждение общих и частных решений.

Африканский союз и его органы обладают огромным влиянием в Африке, отмечает ведущий научный сотрудник Института Африки РАН кандидат экономических наук, бывший посол в Буркина-Фасо (1987‒1992) и Мали (1997‒2001) Евгений Корендясов: «Это очень авторитетная организация, благодаря которой африканские страны выступают по многим вопросам с консолидированных позиций».

Однако надо отметить, что еще до освобождения Африки от колониальной зависимости возникли различные панафриканские структуры, в которых еще со времен Коминтерна и других организаций сформировался процесс коммуникации элит и лидеров африканских наций. Поэтому механизмы согласования позиций в Африке очень разнообразны, отмечает директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Александр Маслов.

Совещание глав стран Африканского союза, июль 2023 года

Источник: EPA/DANIEL IRUNGU

Интересный момент: интеграция в Африке подразумевает не отказ от части суверенитета, а наоборот, его укрепление. Она в большей степени мотивирована политическими интересами, нежели экономическими. И именно с помощью органов Африканского союза страны континента жестко декларируют свой курс на поддержание суверенитета. В процессе интеграции африканцы хотят накапливать независимость, а не терять ее, подчеркнул Маслов.

Решения Африканского союза не носят обязующего характера, что, возможно, в будущем изменится. Например, в 2016 году был создан проект единого африканского паспорта, предполагалось, что он заменит существующие национальные паспорта и по нему можно будет беспрепятственно колесить по континенту. Инициатива была поддержана Руандой, Чадом, рядом других стран, более того, появился и сам паспорт, его начали выдавать, однако ряд границ для него остаются закрытыми — соседи боятся давления на рынок труда и рисков для безопасности.

Была принята «Повестка дня до 2063 года» — комплекс мероприятий на пятидесятилетнюю перспективу в соответствии с целями устойчивого развития. План включает в себя создание единой финансовой инфраструктуры, сети высокоскоростных дорог и панафриканской сети передачи данных, совместную разработку ресурсов и производства экспортного продукта, прекращение всех войн, гражданских конфликтов, устранение гендерного неравенства, стратегию использования космических технологий, сотрудничество в сфере кибербезопасности и ряд других мер.

А еще планируется составить «Африканскую энциклопедию», авторитетный ресурс «по подлинной истории континента и африканской жизни». Что должно способствовать отходу от европоцентричных и западноцентричных концепций.

Президент ЮАР Сирил Рамафоса

Источник: СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ/ТАСС

Претория хотела бы развивать отношения с Китаем и Россией, ей также интересны проекты в рамках БРИКС, однако со странами Запада отношения ЮАР остаются все еще очень сильными

Африканские вызовы

Пока эти цели выглядят как большой аванс на будущее. В Африке достаточно противоречий и конфликтов, а в отдельных странах продолжается формирование национальных государственных институтов, борьба элитных группировок за власть на фоне нищенского существования значительной части населения.

«Конфликт Эфиопии и Эритреи, сомалийская проблема, конфликты Зоны озер, сейчас Судан, Восточное Конго, где, по сути, гуляй-поле и творится кошмар. В эти разреженные зоны, где нет государственного управления, заходят частные акторы, которые с этого снимают пену, как с варенья. Африка же не получает ничего, кроме проблем. И над этим парит то, что уже на миллионе конференций обсуждалось: неоколониализм пять-точка-ноль», — говорит африканист, кандидат исторических наук Александр Зданевич.

После Второй мировой войны в Африку в поисках заработка направились военные и наемники, представители национальных армий и партизанских образований. Они формировали свой «интернационал», работая под любым флагом и в непубличных проектах типа Франсафрики — системы неформальной опеки Франции над своими бывшими колониями, а также, в меньшей степени, бельгийскими и испанскими владениями. Именно здесь сформировался самый обширный рынок наемничества.

Неустойчивость государственных структур позволяет частным военным инициативам расширять бизнес. Причем ЧВК часто используют и для внутренней борьбы за власть. А финансируют их из бюджета.

Еще одним актуальным вызовом для континента является прозрачность многих границ, что позволяет повстанцам и боевикам отступать и рассеиваться на территории соседнего государства, тем самым избегая возмездия правительственных войск. Это так называемый феномен перетекания конфликтов в соседствующие страны.

Примером могут служить вооруженные столкновения в районах реки Мано, участники которых «перетекали» между Сьерра-Леоне, Либерией, Гвинеей-Биссау и Кот-д’Ивуаром. Подобные явления вынуждают правительства стран вырабатывать механизмы защиты суверенитета с помощью структур Африканского союза. И действительно, в его полномочия входит использование военной силы на территориях независимых государств, если их правительства обратятся за такой помощью.

Механизм появился как реакция на правление Иди Амина в Уганде и Жан-Беделя Бокассы в Центрально-Африканской Республике в 70-х годах прошлого столетия, а также на геноцид в Руанде в 1994 году и войну Эфиопии с Эритреей в конце 1990-х.

Войска Африканского союза осуществили ряд операций, воспользовавшись статьей 4 Учредительного акта: миссии в Бурунди, Судане, Дарфуре, Сомали, — но они были не слишком успешны. Традиционно африканские страны избегают вмешательства во внутренние дела друг друга. Каждая подобная операция сопряжена с серией согласований и споров внутри как Африканского союза, так и региональных групп. И влияет на стабильные отношения между ними.

Помимо проблем насилия и военных конфликтов есть и другие особенности континента. Нельзя представлять Африку только на основе макростатистических показателей, например роста ВВП, предостерегает Зданевич. В Африке много факторов, корректирующих подобные величины. Надо знать их совокупность. Реальный рост ВВП не оборачивается повышением благосостояния стран, поскольку сопровождается значительной нагрузкой на экосистему, ростом населения, ухудшением уровня жизни из-за износа инфраструктуры и другими факторами.

Африку любят оценивать в крайних тональностях — либо как перспективную и растущую экономику, либо как бездонную яму для инвестиций и усилий. От обеих крайностей предостерегают эксперты. Африка — это игра вдолгую. Нельзя рассчитывать на быстрый результат.

Кто в Африке главный

Отдельная тема — вопрос лидерства среди африканских государств. Причем никто на эту роль особо не претендует, поскольку ни один лидер не готов «тащить всю Африку за собой», как выразился Александр Зданевич: «Есть, конечно, страны с большим влиянием. Это и Марокко, где достаточно сильное внутреннее управление, Ботсвана, Танзания, Сенегал. Есть и другие региональные лидеры, которых можно назвать точками притяжения, такие очаги кристаллизации. Вместе с тем никто из них не готов выступить выразителем общих интересов всей Африки».

ЮАР, которая во многом задает тон в Африканском союзе, сама раздираема противоречиями. Правительство вынуждено лавировать между различными противоборствующими политическими группировками.

Африканист, профессор НИУ ВШЭ Ирина Филатова, проживающая в ЮАР, отмечает, что у Южно-Африканской Республики нет веса в выработке панафриканской идеологии. Да и самой панафриканской идеологии как таковой нет.

«Какое-то лидерство ЮАР держится исключительно на экономическом весе, но он есть и у других стран. В вопросах экономики африканские страны выступают часто сами за себя», — сказала Филатова.

Претория хотела бы развивать отношения с Китаем и Россией, ей также интересны проекты в рамках БРИКС, однако со странами Запада отношения ЮАР остаются все еще очень сильными, добавляет эксперт.

Кроме того, как отмечает Евгений Корендясов, ЮАР не вполне ассоциируется у африканских стран с Африкой. Есть мнение, что это троянский конь для континента. Такое недоверие возникло в силу исторических причин — из-за господства европейцев в Южной Африке и многолетнего режима апартеида.

А такие региональные лидеры, как Марокко, Алжир, Египет, Нигерия, Руанда, где довольно сильная экономика или устойчивые правительства с подготовленной армией, предпочитают развивать региональное лидерство. И совершенно не спешат взваливать на себя непосильную ношу блюстителей общеафриканского благополучия.

Россия и Африка

Формирующаяся государственность африканских государств носит характер пульсирующих успехов и неудач, отмечает Александр Зданевич. Мы можем видеть возникновение и распад государственных институтов на коротком временном отрезке. Поэтому африканские элиты имеют реальный и постоянный опыт политической борьбы, они хорошо подготовлены к таким вызовам, в том числе в лучших учебных заведениях мира.

Руководят африканскими странами образованные люди с широким набором компетенций. Растущая независимость мышления местных элит приводит к возникновению глобальных инициатив и попыткам отстаивать свои интересы на мировом рынке.

В частности, мирная инициатива по урегулированию украинского конфликта, с которой выступила ЮАР и еще шесть африканских государств, содержит пункт о свободе передвижения зерновых через Черное море. Африка больше других страдает от разрыва логистических цепочек, санкций, глобальных конфликтов, поскольку ощущает недостаток продовольствия, чистой воды, медикаментов.

В то же время в Африке считают, что «лучше смерть, чем потеря суверенитета», отмечает Евгений Корендясов. Это главный инструмент защиты национальной и духовной идентичности, самобытной культуры.

Неудивительно, что с идеей защиты суверенитета у африканских стран ассоциируется именно Россия. В связи с этим, указывает эксперт, Владимир Путин снискал большое уважение у лидеров африканских стран, поскольку он является для них фактически «знаменосцем» этой идеи. «Они видят, как Россия бьется за свой суверенитет, и это, несомненно, влияет как на их политику, так и на наши с ними отношения», — подчеркнул эксперт.

Тем более что у России нет колониального опыта. Конечно, французы, англичане, немцы ведут куда более аккуратную политику по отношению к Черному континенту, чем еще тридцать лет назад, но все же африканские страны настроены на альтернативные пути взаимодействия с внешними силами. В частности, с Китаем и Россией. Во-первых, они хотят диверсифицировать внешнеполитические связи. Во-вторых, хорошо чувствуют глубинные цели сотрудничества, отмечает Корендясов. И понимают, кому от них нужны только ресурсы, а кто преследует иные цели, например взаимное укрепление авторитета.

Россия же в силу сложившейся традиции не агрессивна в навязывании своей помощи африканским странам и их связке с жесткими обязательствами. Обычно Москву упрекают в расточительстве, но в Африке это оборачивается преимуществом.

Эксперты отмечают особенности африканского восприятия международного взаимодействия, среди которых выделяется неприятие высокомерия. «Любые формы высокомерия или снисходительности, даже покровительственный тон мгновенно распознаются, что приводит к охлаждению отношений. Африканцы практически не чувствуют этого в русских. Из-за этого мы вызываем у них симпатию», — сказал Евгений Корендясов.

Особенно африканцы не терпят унижения человеческого достоинства. Малейший намек на это вызывает у них стойкое неприятие. Необходимо избегать примитивизации африканской жизни в своих рассуждениях об Африке. С этим соглашается и Александр Маслов.

Западные страны неизменно навязывают Африке свою повестку, в том числе вторгаются в традиционный уклад и диктуют либеральный формат взаимоотношений. Африканцы же активно отстаивают свои права на культурную автономию. И именно поэтому предпочитают иметь дело с Россией, Китаем, Бразилией и в целом заинтересованы в расширении связей с БРИКС.

Пока у России лучше получаются политические проекты, нежели экономические, считает африканист, директор Института Китая и современной Азии Кирилл Бабаев. Не хватает практических связей. «Африканцам нужно осознать свои потребности в нас. Когда ты действительно нужен африканцу, он сделает многое для того, чтобы соблюдать договоренности», — сказал «Эксперту» Бабаев.

Нужны инвестиции, технологическое, промышленное, военное сотрудничество. Нужно иметь и базы обеспечения флота у берегов Африки, Торговые суда, зарубежные представительства, логистические компании, везде демонстрировать российский флаг. Русских школ для обучения языку должно быть больше, равно как и в России нужно изучать африканские языки и культуру. Нужно учесть спрос в Африке на квалифицированную рабочую силу и расширять образовательные услуги.

Несмотря на плотные связи в прошлом, в Африке не очень понимают, что такое Россия, равно как и россияне плохо знают реалии Африки. Это необходимо менять.