"Повстречавшись" с такой скульптурной композицией на улице города, вы не сразу поймете, кто изображен позади возницы.
Сутулая фигура в цилиндре неуютно примостилась за невозмутимым стариком, твердо глядящим вдаль. Кажется, что руки человека запрятаны поглубже в рукава - так, словно он замерзает и стремится посильнее закутаться, чтобы согреться.
И лишь знаменитые бакенбарды заставят вас подумать о великом поэте. Так и хочется воскликнуть:
- Александр Сергеевич! Вы ли это?
Да, да, этот оригинальный памятник запечатлел поэта в самом необычном виде. Обойдя его по кругу и не обнаружив решительно никаких пояснительных записей, пришлось обратиться к всезнающей сети.
Когда мы слышим "русский поэт на Кавказе", первая ассоциация - конечно, Михаил Юрьевич Лермонтов. Но ведь и Александр Сергеевич Пушкин успел здесь побывать. Причем дважды: в 1820 г., отправляясь на воды с семьей друга и в 1829 гг (именно тогда поэт посетил Владикавказ).
Небольшое отступление: познакомившись со столь необычным памятником, захотелось понять, при каких обстоятельствах могла произойти поездка, которую изобразил автор композиции - скульптор Владимир Борисович Соскиев.
Первому посещению Кавказа предшествовали значимые события - Пушкина "сослали" под видом служебной командировки в г. Екатеринослав (Днепропетровск), где он снова заболел лихорадкой, искупавшись в холодных водах Днепра. Узнав, что его приятель по Царскому Селу Николай Раевский в составе семьи отца - прославленного героя Отечественной войны 1812 г. генерала Николая Раевского - отправляется лечиться на воды (Горячеводск - нынешний Пятигорск, Кисловодск, Железноводск), Пушкин решается ехать с ними.
Его встретил дикий, тогда еще совсем не изученный край восхитительной природы и свободы. Ни о каком удобстве тогда не могло быть и речи - поэт ночевал в кибитках и палатках у подножия гор, но был настолько очарован красотой здешних мест, что в его памяти остались лишь хорошие воспоминания. Доказательство тому - второе посещение Кавказа в 1829 г. Как раз в тот год Пушкин останавливался на несколько дней во Владикавказе.
Теперь вернемся к памятнику.
Пушкин сидит на арбе, запряженной волами. Возможно, это отсылка к фрагменту из его "Журнала путешествия в Арзрум". Поэт посетил несколько осетинских аулов и в одном из них попал на похороны. Сначала с умершим простились в сакле, затем положили тело на арбу, запряженную волами, чтобы отправиться хоронить усопшего. Гости выехали следом.
Впрочем, возможно, волы просто были наиболее доступным "транспортом" в то время, поэтому на осетинском памятнике появилась такая повозка.
Так или иначе, памятник не оставит Вас равнодушным - либо Вы порадуетесь оригинальной "подаче", либо он будет Вам не по сердцу.