Есть в русском языке такое словечко скрупулёзный, которое многие даже затруднятся правильно написать: скурпулёзный? скорпулёзный? От какого корня оно происходит и как вообще появилось в нашей речи?
Сегодня скрупулёзность – это «въедливый, доскональный подход к делу, тщательность, аккуратность до мелочей». Скрупулёзного человека можно назвать педант или даже зануда, он уделяет избыточное внимание незначительным деталям, проявляя порой неуместную дотошность.
Слово скрупулезность произошло от латинского скрупул. Так называлась мелкая единица аптекарского веса и камешек, попадающий в сандалии и коловший ступни древнего римлянина. Изучение этих помех считалось делом бессмысленным, эти камешки полагалось просто вытрясти. Отсюда и слово «скрупулезность» стало означать ненужный учет мелочей, излишнюю сверхточность. Скрупулезность, как личностное качество, в одних случаях может быть очень полезной (например, в аптекарском или бухгалтерском деле), но чаще всего это отрицательная черта, сдерживающая развитие человека, делающая его мелочным, занудным, ничего не видящим дальше своего носа (Энциклопедический словарь педагога, В.С. Безрукова, 2000 г.).
С трудом представляю, как некто начинает внимательно изучать камешек, попавший ему в обувь. Вероятно, мотивом для образования слова скрупулезность всё же послужили другие обстоятельства дела. На запрос, что же такое scrupulum на латыни, словарь выдает перевод – «беспокойство», а слово scrupul, scrupula или scrupulus современному автопереводчику вообще неизвестны.
Сейчас я расскажу немного другую историю, которую вы не найдёте в Интернете, задав, как обычно, вопрос поисковику. Но это не значит, что история выдуманная. Ее основу я взял в книге «Арифметика», написанной талантливым русским математиком Л.Ф. Магницким в 1703 году.
То, о чём между делом сообщает Магницкий, расходится с растиражированной Интернетом версией. На рубеже 17 – 18 веков в России использовалась немецкая мерительная система. Это не удивительно, если вспомнить, что Пётр Первый многое привнёс на управляемую им территорию из Западной Европы. Немецкие названия имели и русскоязычные аналоги. Так, немецкой руте соответствовала наша сажень, футу – стопа, цолю (дюйму) – палец, грану – зерно, скрупуле – дробь. В ходу были как немецкие, так и русскоязычные названия. Каждая единица измерения отличалась от соседней в десять* раз, то есть в одной сажени было десять стоп, в стопе – десять пальцев и так далее.
Русские названия представляют кальки с немецких (или латинских) слов. Однозначно соотнести указанные единицы с метрической, понятной нам, системой невозможно, потому что часто их величина менялась от региона к региону, но примерное соотношение таково: одна стопа равняется 28 см, соответственно, палец (ширина большого пальца взрослого мужчины или длина фаланги) – 28 мм, зерно представляет величину чуть меньше трёх миллиметров… А что же такое дробь, она же скрупула? По всей вероятности, это дробленое зерно, а вернее одна из крупинок, получающихся в результате дробления. Возможно, что речь может идти о песчинке, размер которой как раз подходит под описываемую единицу измерения. То есть размер скрупула в понятных нам единицах измерения составлял около 0,3 мм. Именно песчинка, попавшая в обувь, нестерпимо досаждает человеку, отсюда и латинское scrupulum – «беспокойство».
В Википедии пишут, что скрупул в старину – мера веса. В скрупулах обычно определялся вес римских серебряных монет: вес сестерция – 1 скрупул, денария – 4 скрупула и т.д. В этом случае скрупул не такая уж и мелкая величина, её вес составлял более грамма и превосходил вес песчинки в сотни раз. Можно ли в это поверить? Для аптекарских измерений, вероятно, требуется куда большая точность. Всё-таки скрупулёзный первоначально – точный, как в аптеке, пунктуальный, дотошный (но об этом в следующей статье).
И кстати, задумывались ли вы, что слова крупный и мелкий появились в результате одного действия – дробления зерна. Иногда помол был крупный, до состояния крупы, а иногда мелкий – до муки, которую сравнивали с мелом. Крупный – подобный крупе, а мелкий – мелу. Такие представления бытовали на заре появления этих слов.
*Это крайне интересное свидетельство, что единицы измерения соответствовали десятеричной системе счисления, потому что в современных обзорах той эпохи нам говорят, что тогда в метрологии царил хаос. Например, сажень равнялась семи футам, аршин составлял 28 дюймов, фут – 12 дюймов, а вершок так и вовсе был дробной величиной, равной 1,75 дюйма. Но ведь люди триста лет назад не были сумасшедшими! Вероятно, такой кавардак происходит в результате смешения данных из разных регионов и времен.