За искусство – да.
История о легендарном альманахе📖
Представьте, что ваши любимые иноагенты (и те, кто пока не), взяли и создали новое крутое медиа. Лучшие авторы собрались под одной обложкой. Купили бы?
Примерно это произошло в 1961 году.
Статуса иноагента формально не существовало, но были «нежелательные» деятели культуры, которые забивали на линию партии. Необязательно в качестве протеста, но обязательно ради искусства.
Таруса – место зарождения эпохальных замыслов.
Николай Панченко, который «ставил поэта выше царя», на тот момент сотрудник Калужского издательства, придумал великую хитрость: под скромным провинциальным названием скрыть больших московских авторов и включить в один сборник лучшие произведения, не принятые центральными издательствами.
🕺Авантюра удалась: в обкоме идею одобрили. Подумали, что будут писать о колхозах. О чем ещё могут быть «Тарусские страницы»?
Паустовский, в экстазе от идеи, стал идеологом проекта – принялся составлять скандальное издание. У писателя был крутой принцип: «Помогать надо талантливым. Бездарный и сам пробьётся».
📚В альманахе соседствовали опальные поэты, запрещённые литераторы, те, кого никто не осмелился бы напечатать даже в условиях «оттепели»: Николай Заболоцкий, Марина Цветаева, Надежда Мандельштам, Булат Окуджава, Наум Коржавин, Борис Слуцкий, Владимир Корнилов, Аркадий Штейнберг, Юрий Казаков и др.
💎Книга получилось волшебной. Человечной, живой, иллюстрированной картинами небесного Борисова-Мусатова.
Её разгаром был не менее грандиозен: на уровне президиума ЦК. Причастных поувольняли. Тираж изъяли, пустили под нож.
«Забвение принципов партийности», «дурной советчик молодёжи», «скопище идейно-вредных произведений», «декадентские стишки». Звучит потрясающе!
Альманах молниеносно стал популярным, его хотели все. «Выжившие» экземпляры скупали за любые деньги. Поэтому и сохранился. Один даже есть у нас, авторов «Ремарок»🤫
«Тарусские страницы» – памятник свободной литературе во времена несвободы.
Таруса – город культурной памяти.
Приезжайте🤎