Вальсирующие / Les valseuses. Франция, 1974. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Филипп Дюмарсэ (по роману Бертрана Блие). Оператор Бруно Ньюттен. Актеры: Патрик Девэр, Жерар Депардье, Миу-Миу, Доминик Даврэ, Жанна Моро, Бриджитт Фоссе, Кристиан Алер, Изабель Юппер и др. Премьера: 20 марта 1974. 5,7 млн. зрителей (Франция).
20 марта 1974 года «Вальсирующие» вышли на экраны Франции и продержались там целых 15 недель. Именно на этой картине сложилось легендарное трио: Бертран Блие – Жерар Депардье – Патрик Девэр (1947 –1982), позже, увы, превратившееся в дуэт.
«Вальсирующие» стали самой кассовой работой Бертрана Блие (для сравнения: собранные этим фильмом во Франции 5,7 млн. зрителей – с учетом разницы числа жителей Франции и СССР – соответствовали бы примерно 27 млн. советских зрителей 1974 года).
«Вальсирующие» – трагикомедия о молодых аутсайдерах, превращающих свою (и не только свою) жизнь в сплошной аттракцион – они воруют, занимаются любовью, эпатируют добропорядочных граждан... «Плод невообразимого гнева, – писал о «Вальсирующих» сам режиссер, – рассматривался как покушение против публики!».
И верно, не только поклонники «соцреализма», но и иные французские критики поспешили выступить с грозными обвинениями, утверждая, что «Бертран Блие медленно опускается до изображения фашистского поведения, прикрывающегося оболочкой извращенного анархизма». Приведенная цитата, на мой взгляд, говорит о том, что авторы подобных прокурорских статей и книг умудрились не заметить в «Вальсирующих» боли и любви, драматизма противостояния «рационального мира» и отверженных искателей несбыточного счастья.
Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики. Б. Блие говорил в одном из интервью, что больше всего он любит в кино грубость и резкость, а терпеть не может – поэзию, эстетизм и операторские красивости. Но достаточно посмотреть хотя бы его «Отчима» или «Спасибо, жизнь!», как помимо грубости и резкости обнаружатся искренность, любовь и нежность, подлинная поэтичность и изысканный по цветовой гамме изобразительный ряд...
Отдельно отмечу превосходную операторскую работу Бруно Ньюттена («Барокко», «Лучший способ ходить», «Сестры Бронте», «Одержимость», «Пиратка», «Форт Саган» и др.).
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Бертран Блие: по волнам моей памяти», продолжение следует).