Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Tilo Weber «Tesserae» (We Jazz, 2023)

⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 4 из 5)

Славный финский лейбл We Jazz продолжает представлять миру молодых креативных музыкантов с их самых выгодных сторон. Очередным шагом в этом направлении стал новый альбом немецкого барабанщика Тило Вебера «Tesserae». Этот музыкант хоть и имеет достаточно солидный опыт работы с интересными коллективами, но еще не приобрел звездный статус в качестве сольного исполнителя, а вот с новым альбомом имеет хорошие шансы к нему приблизиться.

Для работы над «Tesserae» Вебер пригласил шведского басиста Петтера Эльда и австрийского клавишника Элиаса Штемезедера. С ними музыкант играл в проекте Отиса Сандшьё Y-OTIS, так что участники трио уже имели хорошее представление о возможностях и предпочтениях друг друга — на записи это хорошо слышно. А вот инструментарий в этот раз они расширили нестандартными решениями: так, Вебер здесь играет еще и на вибрафоне, Эльд чередует контрабас с акустической гитарой, а Штемезедер, помимо привычных фортепиано и синтезаторов, использует также челесту и клавесин, причем последний в половине альбома является ведущим солирующим инструментом.

При сочинении материала Вебер активно использовал нечетные ритмические размеры. Для такого состава подобная практика кажется абсолютно логичной: музыканты известны своей любовью к «математике» и сложным ломаным конструкциям, зачастую еще и приправленным близкими к хип-хопу грувами. И здесь всё это тоже присутствует. Упругий звук баса Эльда вообще узнается моментально и безошибочно: такую технику он использует почти во всех (за редкими исключениями) проектах со своим участием. А вот взаимодействовать с барочными инструментами ему, кажется, еще не доводилось. Здесь же ритмические ухищрения музыкантов с самого начала аккомпанируют клавесину, что создает мощный эффект и сразу захватывает внимание. Между тем, напористый перкуссионный звук этого инструмента к такой музыке прекрасно подходит. И хотя сам его тембр неизбежно вызывает ассоциации со старинной музыкой, непосредственных отсылок к ней здесь не слишком много: клавесин здесь скорее помогает создать оригинальный саунд, музыка же следует авторской эстетике.

Тем временем этот самый саунд тоже не становится константой даже в рамках альбома. Композиции выстроены так, что инструментарий плавно меняется: к клавесину понемногу подмешиваются синтезаторы, и четвертый номер в трек-листе «In Epitaxy» отходит от «старины» к футуристичному space-age-джазу. А под конец альбома к основному трио присоединяются Бастиан Дюнкер на кавказской флейте най и Анна-Лена Шнаубель на альт-саксофоне и флейте — с ними остальные музыканты движутся уже в сторону спричуэл-джаза. Таким образом, практически весь альбом звучит как попытка говорить на современном музыкальном языке с помощью традиционных инструментов. И эта попытка оказалась успешной.

В «Tesserae» хорошо прослеживается композиторский подход Вебера. Здесь есть развивающиеся мелодические линии, продуманные ритмические структуры, минималистские паттерны — словом, музыка кажется хорошо просчитанной. Вместе с тем в ней сохраняется чувство свободы и легкости. Музыканты не пускаются в безудержные свободные импровизации, но у них есть немалый простор для маневров, который они эффектно используют и в рамках небольших композиторских вещей. Хорошо слышно, что они прекрасно понимают друг друга и при желании легко могут отклоняться от «генеральной линии» без ущерба груву и мелодической составляющей. Необычные звуковые опыты, конечно, придают записи яркий колорит, но без всего этого они бы не сработали. Здесь же интересная форма обрамляет не менее интересное содержание.

Альбом «Tesserae (feat. Petter Eldh & Elias Stemeseder)» (Tilo Weber)

Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music