281 подписчик

Как я пришёл к идее одиночных походов

Мой опыт в туризме 8 лет. Всё это время мы ходили в походы исключительно в группах. Я всегда собирал людей, и мы шли вместе. Один никогда не ходил.

Мой опыт в туризме 8 лет. Всё это время мы ходили в походы исключительно в группах. Я всегда собирал людей, и мы шли вместе. Один никогда не ходил. Тем не менее, в этом сезоне я решил, что иногда буду ходить и один.

Я не отказываюсь от групповых походов. У нас с товарищами очень много туристских планов на лето и осень. При этом время от времени я буду ходить в одного. Возможно, сольных походов будет даже больше, чем совместных.

Как же я пришёл к такому решению? Все эти восемь лет я пытался решить одну проблему групповых походов, а потом понял, что решить её практически нереально. Хотя бы потому, что её не решил ни один известный мне турист.

Дело в том, что групповые походы хороши только в том случае, если их хорошо организовать. А на это уходит слишком много времени. Если точнее – время тратится на сбор группы. Вот вам примеры некоторых походов за прошедшие годы.

2016 год. Собрался в поход в начале июня, когда не было высокой травы, было тепло и сухо. Но мы пошли в конце августа по траве под дождём. Почему? Потому все собрались только в конце августа. До этого то один не мог, то другой не мог.

2017 год. Собрался в поход в середине мая, когда было сухо. Пошли в начале июля по траве в человеческий рост и под дождём.
2017 год. Собрался в поход в начале августа при хорошей погоде. Пошли в конце сентября под моросящим дождиком при температуре близкой к нулю. Понятно почему.

2018 год. В спортивный поход высокой интенсивности, намеченный на середину мая, при прохладной походе, мы в итоге сходили в начале июля. Бежали по жаре. Причину, думаю, объяснять не нужно.

2019 год. На один крутой летний сплав сходили, а на другой крутой летний сплав не сходили. Угадайте причину с первого раза.
2019 год. Пошли осенью на сплав на два дня. Один день сплавлялись, но ночью вся вода ушла. Весь второй день вместо сплава шли пешком 27 километров: по грязи, с лодками. Надо было идти на два дня раньше, но мы не пошли всё по той же причине.

2020 год. В августе прошли аномально сильные дожди. Тут бы и сделать первое прохождение верховьев Большого Инзера. Но нет. На верх Большого Инзера мы попали только… в июне 2022!
Потому что в августе 2020 не собралась группа, а в 2021 год был засушливым и воды для сплава за всё лето не случилось.

2022 год. На август планировался поход с целью обследования полотна Белорецкой узкоколейки. Собрать группу до зимы так и не удалось. А зимой в снегу много не обследуешь. Изучение узкоколейки завершили только в июле 2023.

2022 год. В сентябре пошли в поход на пять дней. В первые два дня потеряли кучу времени и отказались от восхождения на две вершины из-за дождей и мокрых камней. Всё, что надо было сделать – просто пойти на два дня позже, при хорошей погоде, которая была чётко видна в прогнозе. Но группа собралась только в те даты, в которые собралась.

Почему группы собираются так долго? Причин несколько, но главная – низкая физическая подготовка людей и нежелание тренироваться перед походом. Нежелание вкладываться в поход во всех смыслах слова вкладываться.

Приведу пример типичного разговора о походе.

– Привет! Пошли в поход на выходных в субботу и воскресенье. Есть классный маршрут!
– Пошли, не вопрос! А сколько нужно будет идти пешком?
– 40 километров в день.
– 40 – это много, я могу не больше 25.
– Хорошо, тогда давай сделаем заброс на джипе. Проедем 30 км, а потом будем идти по 25 км в день.
– А сколько платить за джип?
– По 3000 рублей с каждого, плюс дорога в оба конца ещё 3000. Итого 6000 рублей с человека за дорогу.
– Это для меня много.
– Хорошо, тогда давай пойдём на три дня: в пятницу, субботу, воскресенье. Так можно будет идти по 25 км в день и не ехать на джипе.
– Я в пятницу не могу, я в пятницу работаю.
– Тогда пошли в субботу-воскресенье, но будем идти по 40 км в день.
– Я же говорил, я не потяну 40 км.
– А почему ты не тренировался? Я же тебя заранее, за полгода, предупредил, чтобы ты тренировался перед походом.
– Какой смысл тренироваться ради одного похода в год?

Несмотря на такие сложности, я всё равно не ходил один, и из раза в раз, год за годом, собирал группы. Несмотря на время, которое тратилось на сбор групп, во все походы, в которые планировалось сходить, мы в итоге сходили.

Однако в какой-то момент я прикинул, в какое количество походов я вообще хочу сходить в жизни. Умножил число походов на два месяца, столько, в среднем, собираются группы, и понял, сколько лет мне понадобится для осуществления всех замыслов. Столько не живут.

Если я реально хочу сходить в такое большое число походов, то выход только один – иногда ходить одному. Иначе жизни не хватит собирать группы на все маршруты. К тому же с этими походами часто складывается ненормальная ситуация.

Допустим, есть два свободных выходных дня и есть я – человек, который тренируется каждый день годами напролёт. Я в отличной физической форме. У меня есть всё туристское снаряжение. На улице стоит сухая ясная солнечная погода.

Почему я должен сидеть дома из-за какого-то мужика или нескольких мужиков, которые ленились тренироваться и поэтому они теперь не в состоянии пройти интересный маршрут 100 км за пару дней? Это несправедливо.

Какого лешего ленились они, а страдать из-за них должен я? Да я лучше один за заброс все 10 000 рублей заплачу и не буду лишний раз выслушивать нытьё на тему того, что 3500 рублей это дорого. Последний смартфон им покупать не дорого, бухать не дорого, а за заброс заплатить дорого.

Отныне я иногда буду ходить один.