Точнее Екатеринбургский государственный академический оперы и балета (современное название - Урáл Óпера Бале́т).
Или Азбука Екатеринбурга. Выпуск 14
В начале ХХ века в Екатеринбурге работало два больших театра – Городской театр на 625 мест (там, где раньше находился кинотеатр «Колизей») и деревянный Верх-Исетский театр на 1100 мест. Однако они плохо подходили для оперных постановок. Поэтому городскими властями было решено строить новый - уже третий - театр (при том, что в городе в то время жило менее 80 тысяч человек). В объявленном городской думой конкурсе проектов театра победил архитектор Владимир Семенов из далекого Пятигорска с проектом «Светлана».
Торжественный молебен в честь закладки здания состоялся 20 июля 1910 года на Дровяной площади – на месте деревянного здания цирка, существовавшего с 1896 года.
Рабочее проектирование театра возглавил архитектор Константин Бабыкин. Именно он придумал разместить на самой высокой точке фасада фигуры трех муз искусств: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом в поднятой руке.
Строительными работами руководил Г.А. Голландский. Лепными работами занималась фирма Вейнберга. Строили здание театра по последнему слову техники, в том числе использовался еще только появлявшийся в то время на Урале железобетон.
Строительство сопровождалось трудностями, о которых газета «Русское слово» 18 января 1911 года сообщала следующее:
«Злобою дня в городе служит вода, оказавшаяся на месте новостроящегося театра. Предполагают, что постройка производится на месте, где когда-то был ров, соединявшийся с озером. Вода хлынула в ближайшую Водочную улицу и затопила множество домов, главным образом, низы. Жители засыпали управу жалобами. Город, с целью отвести воду, роет сточную канаву, но вода, пробиваясь сквозь почву, продолжает заливать нижние этажи».
Театр был построен на Дровяной площади, как тогда она называлась, всего лишь за два года. Он обошелся казне в огромную по тому времени сумму - 300 тысяч рублей (треть годового бюджета!). Не все были довольны такими тратами, особенно если учесть, что Екатеринбург в ту пору был совершенно неблагоустроен: в городе не было ни водопровода, ни канализации, твердое покрытие имели лишь несколько улиц.
Долгое время после открытия горожане назвали его Новым городским театром (современное название «театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).
Свой первый сезон театр открыл в 29 сентября 1912 года (по старому стилю) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). А первый балетный спектакль - «Волшебная флейта» Р. Дриго - состоялся в 1914 году.
Первый театральный сезон продлился 5 месяцев. За это время поставлено 37 опер и дано 143 спектакля. При этом в репертуаре преобладали постановки по произведениям П.И. Чайковского.
26 октября (8 ноября) 1917 года именно в здании театра состоялось открытое заседание Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было провозглашено установление советской власти в городе и на Урале. После революции театр был закрыт, но в 1919 году вновь открылся . В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Л.Делиба в постановке П. К. Йоркина.
С середины 1920-х годов в репертуаре стали появляться произведения советских авторов, театр называли «лабораторией советской оперы», нередко на афише стоял гриф: «право первой постановки принадлежит театру».
В 1924 году театр был переименован, став Государственным оперным театром имени А.В.Луначарского, а с 1931 года — Свердловским театром оперы и балета имени А. В. Луначарского.
Театр не прекращал работу даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Часть коллектива ушла на фронт, а остальные работали без выходных. За пять военных лет они дали более 4 тысяч спектаклей: в городе, на фронтах, в госпиталях. На заработанные выступлениями деньги коллектив театра купил для фронта три танка, а также совершал перечисления в фонд обороны.
В 1946 и 1987 году театр удостаивался Государственной премии СССР. В 1962 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году театр стал академическим. В конце 1970-х была выполнена реконструкция театра. Он был значительно расширен за счет заднего пристроя.
К юбилею Оперного театра в 2011-12 гг. была проведена реконструкция, в ходе которой строители постарались вернуть театру его исторический облик.
Главной премьерой юбилейного 100-го сезона театра стала опера М.Мусоргского «Борис Годунов».