В прошлых статьях я разобрал понятия Эго и Супер Эго по Фрейду.
Осталась третья составляющая психики человека, которую он выделяет.
Если посмотреть Википедию:
Оно, иногда Ид (лат. id, англ. it, нем. Es — это) в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом.
Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений и внутреннего содержимого вытесненного из сознательной части.
И тут сразу бросается в глаза, что Фрейд воспринимал бессознательное, в первую очередь, как инстинктивную часть психики, для которой не существует ограничений и постоянно стремящуюся к удовольствию.
А так же то, что мы прячем от самих себя, потому что это для нас может быть неприятно и невыносимо.
Возможно, это связано с его профессиональной деятельностью и опытом работы с проблемами его клиентов.
Поэтому я не буду опираться только на эту точку зрения.
Если посмотреть на саму идею бессознательного, то как появилось это понятие?
Опять же из Википедии:
Бессознательный разум (или бессознательное) состоит из процессов в уме, которые происходят автоматически и недоступны для самоанализа.
Хотя эти процессы существуют вне нашего сознания, считается, что они оказывают влияние на сознательные мыслительные процессы и поведение.
Бессознательные явления включают подавленные чувства и желания, воспоминания, автоматические навыки, подсознательное восприятие и автоматические реакции.
Понятие бессознательный разум было придумано в 18 веке немецким философом Фридрихом Шеллингом, а позднее его ввёл в английский язык философ Сэмюэл Тейлор Кольридж.
Появление концепции бессознательного в психологии и в общей культуре произошло главным образом благодаря работам австрийского невролога и психоаналитика Зигмунда Фрейда.
Так же большой вклад в развитие идеи бессознательного внёс швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
В своих ранних работах он внёс такие идеи как:
- разделение бессознательного на личное и коллективное
- архетипы в бессознательном
- тень (то что мы от себя скрываем)
Ранние работы Юнга были приняты научным сообществом.
Но более поздние, где он рассматривает связь бессознательного с религией, магией, алхимией - уже были восприняты не как научные труды, а как мистические переживания. Поэтому этот опыт не используется в психологии.
И тут обнаруживается интересный момент. Бессознательное это не только что-то инстинктивное.
Одновременно с этим оно может быть чем-то возвышенным и запредельным.
Одних людей бессознательно тянет к воплощению "низменных" желаний.
Других людей бессознательно тянет к воплощению чего-то возвышенного в своей жизни.
Так же интересно было проследить развитие концепции бессознательных процессов ума в концепцию бессознательного содержания психики.
И как бессознательное в новой концепции потеряло связь с нашим разумом и другими процессами внутри него.
Это помогло сконцентрироваться на решении психологических проблем, но нарушило целостную картину понимания работы нашего восприятия и мыслительных процессов нашего разума.