Найти тему
Трещинки желтого дома

"...не будет стен, решеток... все будут рады. И никогда тетя Глаша не ударит скрученным вафельным полотенцем". Итоги групповой психотерапии.

Не так давно в клинике стали практиковать так называемую групповую психотерапию. С благой целью - улучшить навыки межличностного общения, снизить тревожность, привить бесстрашное взаимодействие с миром вне больничных стен. Тут ведь как часто бывает... Лежит человек в стационаре годами, привыкает к тому, к чему привыкнуть крайне тяжело. А потом выходит в социум, а там все иначе. Как будто без скафандра в открытый космос. Без опытного наставника и опекуна - как в омут с головой. Накрывает, возникает острая реакция на события и - увы- очень часто снова в психушку. В родную стихию. Пусть мрачную, но привычную. Говорят, что похожий эффект наблюдается со многими людьми, живущими долгие годы в несвободе. Может быть, помните эпизод из культового "Побега из Шоушенка", когда выпускают на свободу старика, полжизни проведшего за решеткой, и тот, спустя несколько недель свободы накидывает на крюк петлю и вешается.

С некоторых пор групповая психотерапия стала практиковаться в первой клинической. Возглавил ее молодой доктор Игорь Петрович С, стажировавшийся за рубежом.

Наиболее интересными групповые занятия - в отделении, где лежат хронические больные. Их представления о мире вне больничных стен зачастую бывают наивными, детскими, примитивными, фантастическими, наделенными персональными качествами их искаженного восприятия реальности.

Выборочную группу приглашают в зал для просмотра телевизора. Своего рода, "красный уголок". Рассаживают по кругу. Так, чтобы пациенты видели лица друг друга, а не затылки, как это бывает на лекциях.

Иногда для разогрева аудитории включается музыка.

Пациентам предлагается расслабиться, погрузиться в музыку, затем показать движениями тела, как выглядит та или иная мелодия.

Включили Моцарта - больные безучастны. Сменили на Рахманинова - тот же эффект. Тогда поставили джаз. И тут ребята поплыли. Какое-то волшебство.

Студент П., который два года назад в бреду укусил кроличью шапку и до сих пор отплевывается от волос на языке, неожиданно перестал кривляться, поднялся во весь рост и начал плавно покачивать бедрами, будто он дерево на ветру. Другой пациент - шахматист Д-нов, у которого игра в невидимые шахматы - экзотический, почти религиозный ритуал, - неожиданно вытянулся во весь рост и начал с закрытыми глазами расписывать вензелями воздух, любо-дорого посмотреть. Шизофреник по прозвищу Куба лег на пол и начал выгибать спину, силясь подняться на "мостик".

После сели на места и стали рассказывать, какие ассоциации вызвала музыка. Затем перешли к творческому заданию - рассказать без смущения перед своими друзьями, как они представляют психбольницу далекого будущего.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Самым любопытным оказался рассказ художника Егора К., страдающего параноидальным расстройством личности.

Егор К. - молодой человек с закрытой внешностью. Такого заметишь в толпе и тут же забудешь. Есть невзрачные лица, в которых, кажется, все пропорционально и симметрично, но они не запоминаются. Вероятно, это не свойство самих лиц, а следствие замкнутости человека. Он как бы стремится затеряться в толпе, стать невидимкой, капелькой в массе.

Но при этом у Егора художественная творческая натура. Да, он подозрителен, тревожен и мнителен. Однако говорил интересно, искренне и как бы удивлялся собственной раскованности.

Краснел, заикался, но все же доносил мысли до окружающих.

- Я вот думаю...знаете как будет? Утром да? Мы просыпаемся, когда по отделению кричат, бегают, ругаются...да? А вот в будущем мы будем просыпаться от джазовой мелодии. Не от гимна по радио. А от джаза. Понимаете меня? Да? Не от крика, а от музыки.

Егор улыбался. Пациенты смотрели на него с восторгом.

- А дальше что? - спросил, заслушавшись, Куба. - Дальше давай.

- Давай дальше, - раздалось со всех сторон.

Игорь Петрович кивнул.

- Дальше...я думаю, - покраснел Егор. - Таблетки не будут утром разносить по палатам наши медсестры. Да? Вместо них будет ездить робот и приятным женским голосом предлагать принять лекарство. У робота будут видео-глаза. Да? Он не будет просить нас открыть рот и показать язык, чтобы убедиться, что лекарство выпили. Он будет нас смешить. Показывать всякие рожицы. А мы будем смеяться. Если кто-то утаит таблетку под языком, она выпадет. И всем будет стыдно.

- А дальше?

- Дальше...я думаю. Картины на стенах. Да? Они будут живыми. Стекать с них станет пахнущая вода.

- Нектар? - спросил Игорь Петрович.

- Да. Одеколон.

- Или миро?

- Да-да...миро...да...как в церкви будет...как с икон... да? Натюрморты будут пахнуть. Я умею такие рисовать. Однажды я расписал дверь в стене и вышел из больницы прямо в город. Потом вернулся. Игорь Петрович не заметил. Меня ждет ливанская княжна Гульнара, Гранат. А еще я могу ходить п...по радуге, - неожиданно открылся Егор.

Доктор не останавливал потому, что даже амитал-кофеиновое растормаживание не всегда давало таких уникальных результатов - тонкий бред, смешанный с мечтами и фантазией, был безобиден.

- А дальше...мне кажется, не будет никаких стен, решеток и откидных окон в туалете. И все будут рады всем. И никогда тетя Глаша не ударит скрученным вафельным полотенцем...

- Так-так, закончили, - поспешил прервать групповую психотерапию Игорь Петрович. - Всем спасибо. Сейчас обедать. Продолжим в другой раз.

Прервал, понятно, на самом увлекательном месте - на санитарке тете Глаше, которая "славится" тем, что иногда срывается на больных с помощью орудия устрашения - скрученного мокрого вафельного полотенца. Это обсуждать в публичном пространстве не положено. Может вызвать нежелательные коллективные инстинкты - реакцию толпы.