Автор материала: Рав Гедалья Шорр. Перевод: рав Берл Набутовский
- Почему пятая книга Торы, книга «Дварим», называется также «Мишне Тора» — «Второзаконие».
В трактате Мегила (31б) приводится: «проклятия Второзакония Моше произнес от себя». И см. Рамбана (Дварим 1:1,3,5), который пишет: «Написано: ’говорил Моше всем сынам Израиля … все, что заповедал ему Г-сподь’. И далее, в пятом стихе, написано: ’начал Моше изъяснять Учение это, говоря’». Рамбан объясняет, что здесь упомянуты два понятия. Есть заповеди, которые до сих пор не были даны. Об этом сказано «все, что заповедал ему Г-сподь» — не добавил, и не убавил от того, что ему было заповедовано. Далее, в пятом стихе, речь идет о заповедях, которые уже были сказаны до этого, «он повторит их и объяснит их, упоминая новые вещи.» Слова «начал Моше» Рамбан объясняет таким образом: «хотел разъяснить им Тору; он сам решил поступить так, а Всевышний не заповедовал ему это». (Рамбан утверждает, что слово «הואיל» означает «возжелал». Раши же объяснил, что это слово означает «начал».) См. также комментарий «Орах Хаим», который утверждает примерно то же самое, что Рамбан.
Комментаторы пишут, что вне всяких сомнений Всевышний написал всю Тору, как сказано в трактате Бава Батра (15а): «отсюда и далее [от слов ’и умер Моше’], Всевышний диктует, а Моше пишет слезами.» Это можно объяснить следующим образом: после того, как Моше высказал некоторые вещи от себя, Всевышний заповедовал ему, как и в каком порядке их следует записать.
В книге Виленского Гаона «Адерет Элияу» приводится следующее: «и поэтому Моше в Торе пятьдесят раз раскрыл исход из Египта, как сказано, что в мире было создано пятьдесят врат понимания, и все они раскрылись Моше, кроме одних.
И это соответствует словам ”Я Г-сподь Б-г ваш, который вывел вас из земли египетской”, которые Всевышний произнес Сам.» Ниже Виленский Гаон пишет: «а всем пророкам вместе открылось лишь сорок восемь врат [в трактате Мегила (14а) приводится: ”у народа Израиля было 48 пророков”]. Об этом написано в книге Мишлей (31:29): ”Многие дочери преуспели, но ты превзошла всех их!” «Многие дочери» — это пророки. К ним относится слово «חיל» численное значение которого — это 48 (мы перевели слова «עשו חיל» как «преуспели»). А Моше «превзошел всех». Поэтому сказано, что ’лик Моше — как лик солнца’.»
Таким образом, Виленский Гаон раскрыл нам, что исход из Египта состоит из пятидесяти врат, а слово «Я» в десяти заповедях — это пятидесятые врата. То есть, тогда, при даровании Торы, произошло полное освобождение. И это высказывание было произнесено Самим Всевышним, так как даже Моше не мог постичь истинного содержания этого выхода из рабства. Ниже Виленский Гаон задает такой вопрос: на вторых скрижалях также были начертаны слова «Я — Г-сподь». Если так, значит было две пары врат исхода из Египта, пребывающие выше постижения Моше!
Виленский Гаон объясняет, что вторые речения (при даровании вторых скрижалей) были сказаны на уровне постижения Моше, но выше уровня постижения других пророков. Первые же речения были выше постижения Моше. Поэтому, по сравнению с первыми речениями, вторые речения называются «от себя». Они происходят от сорок девятых врат, соответствующих восприятию Моше.
В книге «При Цадик», Раби Цадок А-Коэн приводит от имени книги «Зоар», что книга «Дварим» — это источник Устной Торы.
Он объясняет, что основная цель Устной Торы — это пространно объяснить Письменную Тору. Поэтому книга «Дварим» начинается а того, что Моше «объясняет Учение» (стих 1:5). И как приводит комментарий Раши: «разъяснил её на семидесяти языках». Моше сказал «я немногословен» и «я тяжелоуст и косноязычен» (Шмот 4:10), и благодаря этому удостоился того, что Всевышний говорил с ним «из уст в уста» (Бамидбар 12:8). Он также удостоился сказать «вот слова» (начало книги Дварим). Уста соответствуют уровню малхут, из которого исходит устная Тора.
Из этого следует, что «из уст в уста» — это уровень Моше, который превосходил всех других пророков. Эти слова указывают на уровень постижения Моше. Достигнув этого уровня, Моше смог сказать «вот слова», и об этой части Торы написано, что Моше в определённом смысле сказал её «от себя». По словам книги «Зоар», Дварим называется «Устной Торой» — устной по отношению к первым четырем книгам Пятикнижия.
Автор книги «Авней незер» пишет, что между любыми двумя вещами, относящимися к двум разным категориям, всегда есть звено, лежащее между этими двумя категориями.
Например, обезьяна — это нечто среднее между человеком и животным. Он приводит от имени Ари, что этот принцип также относится к высшим духовным мирам. И так же книга Дварим, конец Торы, является промежуточным звеном между первыми четырьмя книгами Пятикнижия, Письменной Торой, и Устной Торой. Ведь о Второзаконии сказано, что Моше «сказал его от себя». Поэтому оно в определенном смысле ближе к Устной Торе. Но, с другой стороны, Второзаконие — это неотъемлемая часть Письменной Торы, написанной Моше по словам Всевышнего. Таким образом, книга Дварим — это связующее звено между Письменной и Устной Торой.
- «После того, как разбил Сихона, царя Эморейского, который жил в Хешбоне, и Ога, царя Башанского, который жил в Аштароте, в Эдрэи, за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моше изъяснять учение это.»
Мы уже привели слова святой книги «Зоар», которая утверждает, что Второзаконие — это источник Устной Торы. «И поэтому она называется ’бээр’, как написано ’начал Моше разъяснять [бээр] Учение это’». Эта интерпретация основана на том, что слово «באר», «разъяснил», также означает «живой источник».
Раби Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что везде, где Тора употребляет слово «бээр», речь идет об Устной Торе. И везде, где речь идёт об «устье источника» («פי הבאר», буквально «устах источника»), всегда есть камень, который это устье закрывает, как написано в истории с Яковом: «и большой камень на устье источника» (Берешит 29:2). А в данном случае, то, что закрывает источник Торы — это Сихон и Ог, как мы объясним ниже.
Сыны Израиля находились в Арвот Моав и были готовы войти в Землю Израиля. Но Сихон и Ог, два жестоких царя, правителя двух сильных царств, стояли перед ними как заслон, который не давал им войти в Землю Израиля. Вход в Землю Израиля означал, что Всевышний начинает управлять народом в соответствии с Устной Торой, поскольку такое управление подходит к природе Земли Израиля, как мы объясняли выше. И поэтому, Сихон и Ог не только закрывают дорогу в Землю Израиля, они также затыкают устье источника Устной Торы. И поэтому Писание говорит здесь: «после того, как разбил … начал Моше разъяснять Учение это.» Только после того, как было убрано то, что мешало проявлению Устной Торы, Моше смог начать объяснять её и толковать перед сынами Израиля на семидесяти языках. Только после того, как открылся путь в Землю Израиля, открылся источник Устной Торы, так как эти две вещи связаны между собой.
Талмуд (Бава Батра 78б) интерпретирует стих «Поэтому и говорят рассказчики притч: ’войдите в Хешбон, обстроится он и утвердится, город Сихона’. Ибо огонь вышел из Хешбона, пламень из города Сихона, пожрал он Ар-Моав, жителей высот Арнона» (Бамидбар 21:27).
(Эта интерпретация основана на том, что название «хешбон» означает «расчет».) «Давайте рассчитаем расчет мира — потерю от выполнения заповеди против выигрыша, и доход от совершения греха против потери от него». Если так сделаешь, то «построишь» себя в этом мире, и будешь готов к Грядущему Миру. «’Город Сихон’ — если человек занимается приятными разговорами и отвлекается от «расчета» — то «вышел огонь и т.д.» И в этом заключается зло Сихона (слово «сихон» происходит от корня «שח» — разговаривать, и «הסיח» — отвлекаться). В словах «Сихон, царь Эморейский» также есть намек на бессмысленные разговоры, так как слово «Эморейский» намекает на слово «говорить» («אמר»). Эти пустые разговоры больше всего мешают человеку «рассчитать», какова его роль в этом мире и закрывают устье источника Устной Торы. А для того, чтобы почерпнуть живые воды Устной Торы, надо, чтобы все мысли прилепились только к ней. Ведь сказано (Санедрин 71а): «сказал Раби Зейра: ’Тора того, кто засыпает в доме учения, превращается в лоскутки’». Раши объясняет: ”забывает изученное, и вспоминает только эпизодически”. Здесь подразумевается не только то, что изучающий Тору засыпает в прямом смысле слова. Также тот, кто сидит и ничего не делает, и тем более, тот, кто занимается пустыми разговорами. И с другой стороны, «мера добра больше меры зла». Тот, кто изучает Тору без перерывов, сможет почерпнуть из вод источника — источника Торы. И так он приобретет Тору и сам станет мощным родником, источающим слова Торы. Он будет черпать силы от самого Моше, который раскрыл устье источника. Автор книги «Сфас Емес» пишет, что слово «говоря» в стихе «начал Моше разъяснять Учение это, говоря» (Дварим 1:5) означает, что Моше говорил также со всеми последующими поколениями.