Найти тему

Способы создания юридического лица

Есть 2 способа:

1. Учреждение (не организационно-правовая форма).

Что необходимо:

1) Решение об учреждении, которое принимается учредителем или учредителями.

В этом решении должны содержаться сведения об учреждении юридического лица, сведения об утверждении его устава или иного учредительного документа, сведения о порядке образования имущества юридического лица и сведения об избрании или назначении органа юридического лица;

2) Государственная регистрация, поскольку именно с момента регистрации юридическое лицо считается созданным.

Документы, необходимые для регистрации:

а) заявление о регистрации юридического лица в связи с его созданием;

б) решение об учреждении юридического лица;

в) учредительный документ;

г) представление документа об оплате государственной пошлины.

Порядок государственной регистрации различается в зависимости от организационно-правовой формы.

По общему порядку (для коммерческих и многих некоммерческих организаций) необходимый пакет документов представляется непосредственно заявителем в регистрирующий орган, который в течение 5 рабочих дней производит проверку представленных документов и принимает либо решение о государственной регистрации юрлица, либо об отказе. В первом случае данные о юридическом лице заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, и оно считается созданным. Решение об отказе может быть принято только по основаниям, предусмотренным законом (ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Второй порядок предусмотрен для некоторых видов некоммерческих организаций (например, общественные объединения, в том числе политические партии). Этот порядок отличается от общего тем, что пакет документов представляется в территориальное отделение Министерства юстиции РФ. Территориальный орган Минюста проводит экспертизу представленных документов, в том числе на предмет соответствия целей и задач некоммерческих организаций требованиям текущего законодательства. По итогам экспертизы возможен либо отказ в государственной регистрации, либо положительное решение о государственной регистрации. Однако в любом случае саму регистрацию осуществляет регистрирующий орган (орган Минюста отправляет соответствующие документы и свое решение в регистрирующий орган).

2. Реорганизация

Существует 5 форм реорганизации:

а) слияние. При слиянии двух или более уже существующих юридических лиц они прекращают свое существование, а их права и обязанности в результате универсального правопреемства переходят к созданному юр.лицу;

б) разделение. При разделении одно существующее юр.лицо (материнское) прекращает свое существование, а его права и обязанности в полной форме или в определенной доле переходят к двум или более вновь создаваемым юридическим лицам. Объем прав и обязанностей, переходящих к вновь создаваемым юридическим лицам, должен определяться передаточным актом;

в) присоединение. При присоединении одно или несколько уже существующих юр.лиц прекращают свое существование, а их права и обязанности переходят к другому, ранее существовавшему или уже существующему юр.лицу;

г) выделение. При выделении определенная доля прав и обязанностей уже существующего материнского юр.лица переходит к одному или нескольким вновь создаваемым юр.лицам, при этом само реорганизуемое юр.лицо продолжает свое существование (также необходим передаточный акт);

д) преобразование. При преобразовании юр.лицо лишь изменяет свою организационно-правовую форму.

Реорганизация юр.лиц считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из создаваемых юридический лиц.

Исключение составляет форма присоединения, так как новых юридических лиц не создается. В данном случае реорганизация считается завершенной, когда последнее из юр.лиц ликвидируется.

При реорганизации юридических лиц зачастую затрагиваются интересы кредиторов. В связи с этим законодатель устанавливает ряд гарантий для кредиторов реорганизуемых юридических лиц, смысл которого в следующем: кредиторы реорганизуемых юридических лиц уведомляются о начале процедуры реорганизации путем публикации в «Вестнике гос. регистрации».

Кредитор, требования которого возникли до первого уведомления о реорганизации вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства или его прекращения иным способом.

Закон устанавливает, что если кредитор, который потребовал досрочного исполнения/прекращения обязательства, или в случае, если у юр.лица отсутствует достаточное обеспечение требования кредитора, то перед кредитором в данном случае солидарную ответственность будут нести все юр.лица, созданные в результате реорганизации, а также некоторые иные лица, установленные законом.