Пару дней назад я презентовал наш народный промысел, единственный на Дону, который имеет официальный статус народного, и обещал рассказать о самом производстве.
Как говорилось на одном из выступлений "Уральских пельменей: "Мужик – не баба. Сказал – сделал. Сделал – всем рассказал". 😊 Так что рассказываю.
Промысел этот образовался в начале двадцатого века, и в послевоенные годы стал особенно активно развиваться, так как страна, пережившая страшную войну, остро нуждалась в предметах бытах.
В качестве меры на местном уровне в 1960 году было предложено основать Семикаракорский промышленный комбинат, который выпускал тарные ящики, тростниковые маты, глинянные горшки. Позже был открыт обувной цех и трикотажный. Возглавил производство Николай Сергеевич Арабский, которого отличала кипучая жажда деятельности и замечательный талант организатора. Именно он на базе промышленного комбината стал продвигать проект по развитию народного промысла и запуску линии недорогой но качественной посуды.
Базовым решением поставленной задачи стал фаянс, как идеальное сочетание доступности, практичности и эстетичности.
Производственные мощности данной отрасли появились в начале семидесятых, и после долгих творческих поисков и консультаций, у изделий Семикаракорской керамики начал выкристаллизовываться свой собственный стиль, который в итоге получил статус народного промысла.
Николай Сергеевич трагично скончался в 1985 году, оставив после себя мощное производство и инфраструктуру: жилые дома работников, детский сад, пионерский лагерь. Жители города до сих пор с теплотой вспоминают его, и назвали в честь него один из главных проспектов.
А завод до сих пор хранит часть оборудования, которое стояло у его истоков.
Дело в том, что хотя механизация труда и применяется в части производственных процессов, но лишь в части обработки сырья, да, пожалуй, в изготовлении простых форм вращения вроде блюд и крышек.
Творческая же часть: создание эскизов, лепка прототипов и, конечно же, роспись, осуществляется вручную.
Сам же процесс, если описать его просто выглядит так. Берётся три компонента: глина, каолин и песок. Они измельчаются до состояния пудры, а потом размешиваются в воде, где получается пластичная масса, которую потом заливают в формы.
Когда масса подсыхает, заготовку извлекают из формы и дорабатывают: удаляют отливочные швы, приклеивают сложные детали и тому подобные вещи.
А ещё множество изделий имеет прорези. Семикаракорский фаянс – единственный в стране прорезной. Подобные детали требуют кропотливого ручного труда и ни один больше промысел в России не берётся за такие заказы.
Некоторые образцы, сделанные на заказ вроде этой мечети-ночной лампы, имеют тысячи отверстий, проделанных вручную!
После того как заготовка приобрела конечную форму за неё берутся художники. Каждое изделие расписывается вручную и уникально.
Вы можете заметить, что завод уже давно освоил посуду, и перешёл к новым нишам, таким как сувениры, малые скульптурные формы, приборы освещения и декор.
Но покраска не является финальным действом. Чтобы краска не стиралась, не выгорала, не попадала в еду, её запечатывают глазурью.
Растолчённое в пудру стекло специального состава размешивают в воде, до получения сметанообразной смеси, куда погружают на секунду вручную каждое изделие.
После этого фигурка выглядит снова непокрашенной, и её ставят в печь. Там стекло плавится, и краски с новой силой загораются на фаянсе, теперь уже буквально навечно.
Керамика – самый главный маркер, по которому археологи определяют эпоху. Получается, что сейчас на Семикаракорском заводе твориться история сегодняшнего дня, по народному промыслу которого впоследствии можно будет также определить эпоху.
Если вы хотите подробнее узнать в Семикаракорском фаянсе, рекомендую посетить их официальный сайт, где много интересной и полезной информации, а также каталог с ценами.
Ну, а у меня всё. Поддержите очерк "👍", если вам было со мной интересно, это помогает развитию канала.