Найти тему
Не раз очарованный странник

Как это делается: фаянс в народном промысле

Пару дней назад я презентовал наш народный промысел, единственный на Дону, который имеет официальный статус народного, и обещал рассказать о самом производстве.

Как говорилось на одном из выступлений "Уральских пельменей: "Мужик – не баба. Сказал – сделал. Сделал – всем рассказал". 😊 Так что рассказываю.

Промысел этот образовался в начале двадцатого века, и в послевоенные годы стал особенно активно развиваться, так как страна, пережившая страшную войну, остро нуждалась в предметах бытах.

В качестве меры на местном уровне в 1960 году было предложено основать Семикаракорский промышленный комбинат, который выпускал тарные ящики, тростниковые маты, глинянные горшки. Позже был открыт обувной цех и трикотажный. Возглавил производство Николай Сергеевич Арабский, которого отличала кипучая жажда деятельности и замечательный талант организатора. Именно он на базе промышленного комбината стал продвигать проект по развитию народного промысла и запуску линии недорогой но качественной посуды.

Базовым решением поставленной задачи стал фаянс, как идеальное сочетание доступности, практичности и эстетичности.

-2

Производственные мощности данной отрасли появились в начале семидесятых, и после долгих творческих поисков и консультаций, у изделий Семикаракорской керамики начал выкристаллизовываться свой собственный стиль, который в итоге получил статус народного промысла.

-3

Николай Сергеевич трагично скончался в 1985 году, оставив после себя мощное производство и инфраструктуру: жилые дома работников, детский сад, пионерский лагерь. Жители города до сих пор с теплотой вспоминают его, и назвали в честь него один из главных проспектов.

А завод до сих пор хранит часть оборудования, которое стояло у его истоков.

Дело в том, что хотя механизация труда и применяется в части производственных процессов, но лишь в части обработки сырья, да, пожалуй, в изготовлении простых форм вращения вроде блюд и крышек.

-4

Творческая же часть: создание эскизов, лепка прототипов и, конечно же, роспись, осуществляется вручную.

Сам же процесс, если описать его просто выглядит так. Берётся три компонента: глина, каолин и песок. Они измельчаются до состояния пудры, а потом размешиваются в воде, где получается пластичная масса, которую потом заливают в формы.

-5

Когда масса подсыхает, заготовку извлекают из формы и дорабатывают: удаляют отливочные швы, приклеивают сложные детали и тому подобные вещи.

-6

А ещё множество изделий имеет прорези. Семикаракорский фаянс – единственный в стране прорезной. Подобные детали требуют кропотливого ручного труда и ни один больше промысел в России не берётся за такие заказы.

-7

Некоторые образцы, сделанные на заказ вроде этой мечети-ночной лампы, имеют тысячи отверстий, проделанных вручную!

-8

После того как заготовка приобрела конечную форму за неё берутся художники. Каждое изделие расписывается вручную и уникально.

Вы можете заметить, что завод уже давно освоил посуду, и перешёл к новым нишам, таким как сувениры, малые скульптурные формы, приборы освещения и декор.

-9

Но покраска не является финальным действом. Чтобы краска не стиралась, не выгорала, не попадала в еду, её запечатывают глазурью.

Растолчённое в пудру стекло специального состава размешивают в воде, до получения сметанообразной смеси, куда погружают на секунду вручную каждое изделие.

-10

После этого фигурка выглядит снова непокрашенной, и её ставят в печь. Там стекло плавится, и краски с новой силой загораются на фаянсе, теперь уже буквально навечно.

-11

Керамика – самый главный маркер, по которому археологи определяют эпоху. Получается, что сейчас на Семикаракорском заводе твориться история сегодняшнего дня, по народному промыслу которого впоследствии можно будет также определить эпоху.

-12

Если вы хотите подробнее узнать в Семикаракорском фаянсе, рекомендую посетить их официальный сайт, где много интересной и полезной информации, а также каталог с ценами.

Ну, а у меня всё. Поддержите очерк "👍", если вам было со мной интересно, это помогает развитию канала.