Вопросы ответственности, которая начнёт действовать для агрегаторов такси с 01 сентября 2023 года, - пожалуй, больше всего волнуют представителей этой сферы. Но на самом деле предпосылки к тому, чтобы агрегаторы (службы заказа легкового такси) тоже включились в схему ответственности в случае причинения вреда пассажиру, появились в этом году и без нового Закона о такси, который и вступит в силу с 01 сентября 2023 года (ФЗ от 29.12 2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Отмечу, что ещё в прошлом году агрегаторы полностью исключались из схемы возмещения вреда. Приведу в качестве примера дело Яндекс.Такси, где агрегатор не понёс никакой ответственности: Дело № 02-0640/2022 было рассмотрено Тушинским районным судом г. Москвы, решение было вынесено 08.04.2022 г., и 14.11.2022 оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.
Что решил суд: ООО «Яндекс.Такси» посредством сервиса «Яндекс.Такси» не оказывает пользователям услуг по пассажирским автомобильным перевозкам и не является работодателем по отношению к водителям такси. ООО «Яндекс.Такси» на безвозмездной основе предоставляет пользователям использование своих интернет-ресурсов, включая мобильное приложение «Яндекс.Такси», которое предназначено для размещения пользователем информации о его потенциальном спросе на услуги перевозки пассажиров и багажа. Цитаты из судебного решения:
- «у ответчика отсутствует обязанность по проверке информации, которая предоставлена ему перевозчиками»;
- «ответчик не является организацией, выполняющей работу или оказывающей услугу истцу по возмездному договору, поскольку между истцом и ответчиком при вызове такси возмездный договор не заключается»;
- «владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг)».
С вступлением в силу нового закона ситуация с агрегаторами коренным образом изменится. Но прежде хочу обратить внимание на важное для отрасли легковых такси определение Верховного Суда РФ, которое уже изменило ситуацию и сформировало абсолютно новую практику, которой отныне будут придерживаться все нижестоящие суды. Это определение № 305-ЭС22-25851, вынесенное 19.04.2023 г. по делу № А40-263181/2021.
Это дело рассматривалось более 1,5 лет, и началось оно с иска Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к ООО «Сити Мобил» о признании незаконной деятельности по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений. По мнению Министерства, деятельность Общества, направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, предоставляет опасность для неопределенного круга лиц, что, в свою очередь, послужило поводом для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Суды первых трёх инстанций отказали в удовлетворении требований (практика действительно устоялась, см. решение выше по Яндекс.Такси), потому что ООО «Сити Мобил» не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров, не является диспетчерской службой, оно лишь обеспечивает информационную поддержку сторон (перевозчиков и пассажиров) в процессе их взаимодействия.
Однако Верховный Суд указал, что Сити Мобил осуществляет функции службы заказа такси (диспетчерской службы), то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перевозчикам доступ к указанной базе данных. Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, ООО «Сити Мобил» фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков. И ещё обратил внимание на то, что именно Сити Мобил систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси.
В итоге, Верховный Суд РФ признал незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Сити Мобил» по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края.
Теперь обратимся непосредственно к положениям нового Закона о такси. Что изменится для агрегаторов с 01 сентября 2023 года?
Агрегаторы включаются в схему ответственности и выплат в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Предполагается, что в результате применения такой схемы ущерб будет в любом случае покрыт и выплачен. А вот то, в какой степени выплаты лягут на плечи агрегаторов, зависит от следующих моментов:
1. Солидарная (совместная, "пополам") ответственность агрегатора (службы заказа легкового такси) наступает за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси - в том случае, если агрегатор направил заказ перевозчику, у которого нет разрешения на перевозку, или это разрешение аннулировано или приостановлено. То есть в этом случае и перевозчик, и агрегатор несут ответственность в равной степени, солидарно.
Исключение для этого вида ответственности: если служба заказа легкового такси направила в уполномоченный орган уведомление об отсутствии технической возможности получения сведений об изменениях, внесенных уполномоченным органом в региональный реестр перевозчиков легковым такси и (или) региональный реестр легковых такси, и уполномоченный орган не передал эти сведения в службу заказа легкового такси в машиночитаемом виде ранее чем за сутки до дня, в который был причинен вред, в отношении легкового такси, при перевозке которым был причинен указанный вред.
2. Субсидиарная (дополнительная, - если перевозчику не хватило собственных средств для возмещения вреда) ответственность для агрегатора предусмотрена в случае причинения вреда самозанятым водителем. При этом предполагается, что реальный ущерб должен быть покрыт суммой страхового возмещения, выплаченной по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика или владельца транспортного средства.
3. Полная ответственность агрегатора наступает в следующих случаях:
- пассажир не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика либо
- был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, но в реестре легковых такси отсутствуют сведения о транспортном средстве, использованном для перевозки, или
- в реестре перевозчиков легковым такси отсутствуют сведения о праве перевозчика использовать в качестве легкового такси такое транспортное средство.
Таким образом, агрегатор должен постоянно отслеживать информацию в реестрах. Возможно, с вступлением в силу Закона о такси будет внедрена некая автоматизация данных процессов. Или же агрегаторам придётся ввести более строгую систему контроля и подтверждения информации с водителями и владельцами парков, и возможно даже - штрафные санкции. Но в любом случае, у агрегаторов не получится переложить всю вину на незарегистрированных водителей в реестре. Собственно, нормы об ответственности агрегаторов уже давно назрели, и теперь пассажиры могут быть уверены в том, что в оказании услуг, а значит и в урегулировании возможных неприятных и даже более серьёзных ситуаций теперь будут принимать участие не только перевозчики (а ведь в случае чего - многих водителей не так-то просто будет найти, если честно!), но и службы заказа легкового такси.
Что касается ответственности перевозчика, - по большому счёту, для него ничего не изменилось: перевозчик несёт ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью, имуществу пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Владелец автомобиля как источника повышенной опасности (в том числе, не номинальный, а тот, в чьём обладании находилось транспортное средство) - несёт ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц (вплоть до уголовной - ст. 264 УК РФ).
Надеюсь, теперь у вас появилось чёткое понимание насчёт ответственности, предусмотренной новым Законом о такси.