Найти тему
Не раз очарованный странник

Единственный народный промысел на Дону

Во время моего недавнего мозгового штурма с читателями о том, как развивать канал, и какие публикации хотелось бы здесь видеть, меня упрекнули (впрочем, вполне справедливо), что я мало пишу о своём городе и крае. Это, действительно, так. Просто для меня поездки по городу и его окрестностям как бы не путешествия, а часть моей жизни. Но также справедливо и то, что для всех прочих читателей (включая и моих земляков) это всё же путешествия, так как они могли не бывать в этих местах и не знать о них.

Этой небольшой заметкой я открываю цикл статей о первом и пока единственном народном промысле донского края – семикаракорском фаянсе.

Наш вариант "Любовь и голуби"
Наш вариант "Любовь и голуби"

Промысел этот начал своё существование в начале двадцатого века (возможно и раньше, смотря что брать за точку отсчёта, но в послевоенные годы, когда возник спрос на недорогую, но качественную посуду, было решено масштабировать производство в промышленных масштабах. Поэтому в качестве материала был выбран фаянс (а не фарфор), так как скорость производства у фаянса выше, а себестоимость производства – ниже. При этом сохранялась практичность и эстетика. Ведь мы помним, что бытие во многом определяет сознание, и красота в быту, конечно, этому способствует. Этот тезис выдвинул ещё Карл Маркс, и, полагаю, он был известен советскому руководству 😊

Любовь, она и на Дону любовь
Любовь, она и на Дону любовь

С запуском завода на производстве трудилось несколько художников, имевшие свой собственный стиль и взгляды на то, как расписывать фаянс. Разнообразие художественных форм и сюжетов было колоссальным, в год внедрялось более семиста новых изделий, при том, что ассортимент изделий почти на сто процентов обновлялся каждый год.

А вот птицы, судя по цвету лап и клювов, похожи на малых крачек :)
А вот птицы, судя по цвету лап и клювов, похожи на малых крачек :)

По мере накопления опыта, начались поиски основного стиля, и велись консультации со специалистами-искусствоведами, в том числе из знаменитой абрамцевской школы, где уже более ста тридцати лет трудятся над созданием произведений искусства передающих дух нашего народа, и где трудились такие мастера как Поленов, Васнецов, Репин и Врубель.

-5

Постепенно обрёл форму и выкристализовался основной стиль и тема: природа донских степей. На голубой подложке, символизирующей небо, пишутся цветы нашего местного разнотравья. Тона в основном тёплые, передающие атмосферу юга, а мелкие дробные мазки были взяты за инструмент передачи пестроты цветущей степи.

Отдельной статьи, которая выйдет буквально на днях, заслуживает и сам процесс производства и то, какие новинки существуют сейчас и в каком направлении развивается промысел. Так что тема эта не закрыта, а только начинается.

-6

Ну, а пока готовится мой следующий очерк, о технологии производства, приглашаю вас посетить сайт завода, где можно познакомиться с удивительными образцами нашего промысла и, может быть, в буквальном смысле стать обладателем частички нашей тёплой гостеприимной донской земли.