Итак, 12 сентября 1890 года пароход "Байкал" входит в залив Анива и направляется в сторону Корсаковского поста. Как минимум три объекта сделали эти места знаменитыми. Во-первых, это, конечно, собственно пролив Лаперуза. Так и вспоминается:
Где я кидаю камушки с крутого бережка
Далекого пролива Лаперуза.
Кстати, фотография выше похоже сделана объективом с сильным приближением. Поскольку в самой узкой части пролив лаперуза не такой уж и узкий - 43 км (а на фото кажется, что совсем близко). Вот эта прямая, соединяющая ближайшие друг к другу точки. На Сахалине это мыс Крильон, а на Хоккайдо - Соя-Мисаки.
Кстати, на карте выше легко заметить одну особенность. Российская часть пролива называется пролив Лаперуза, а вот японская - пролив Соя. Пролив достаточно мелководный. Его максимальная глубина 118 метров, а средние глубины 20-40 метров. Ну а назван он, конечно, в честь французского мореплавателя Жана-Франсуа де Лаперуза, который и открыл его в 1787 году. Вот закончим с Чеховым, и я напишу статью про этого легендарного мореплавателя, пропавшего вместе со всей экспедицией. При таких небольших глубинах судоходство здесь достаточно опасное. Например, буквально в 15 с небольшим километрах от мыса Крильон к юго-востоку можно найти совсем небольшую скалу, которую назвали Камень Опасности. Естественно, что на ней и маяк установили, ведь между мысом и этой скалой проходит основной ход на Корсаков из Японского моря.
Вот фотография этого места:
Но, к сожалению, в настоящее время маяк разрушен. Чехов не мог его видеть, поскольку построен маяк был лишь в 1913 году. А вот до этого была интересная история. Считается, что при прохождении пролива специальные матросы во время тумана должны были не смотреть, а слушать. Услышать же они должны был рев сивучей, которые облюбовали это место.
Второй объект, который притягивает внимание всех путешественников по южному Сахалину - это мыс Крильон, названный Лаперузом в честь французского военачальника. Помните широту Александровского поста из нашей первой публикации по местам Чехова на Сахалине?! 51 градус с.ш. Так вот, мы Крильон - это 45°54′. То есть на 5(!) градусов южнее. Это южнее Ростова-на-Дону. Практически широта Венеции!!! Красивейшее место!
А вот маяк на самом мысе Крильон Чехов уже мог видеть. Он был возведен за несколько лет до визита писателя на остров. На маяке кроме осветительного оборудования, которое в условиях сахалинских туманов часто оказывалось бесполезным, был еще и сигнальный колокол массой за 300 кг. И сигнальная пушка.
Ну а врт на карте и сам залив Анива. Быть на Сахалине и не посетить эти места - это преступление, которое должно сурово караться )
Сам маяк был построен в 1939 году, поэтому Чехов его ну никак не мог видеть. Ну а мы давайте полюбуемся и вблизи собственно маяком:
Итак, на пароходе "Байкал" Чехов проходит залив Анива, пересаживается на вельбот, который и доставит писателя в Корсаковский пост у южной оконечности бухты Лососей.
Именно Корсаковский пост был крупнейшим населенным пунктом на Сахалине во времена Чехова. В наши дни -второй по величине город, уступающий лишь Южно-Сахалинску. Но численность населения при этом в районе 35 тыс. чел.
Сам Корсаков Чехову понравился. Он назвал его каким-то особенным городком. Дело в том, что дома были построены очень тесно друг к другу. Вот Чехов и писал, что непонятно, как они собирались здесь жить и заниматься сельским хозяйством. Участков то почти не было. А в те годы жизнь без участка не мыслилась. А вот тюрьма произвела ужасающее впечатление, даже в сравнении с аналогичными заведениями в центральной части острова.
Именно недалеко от Корсаковского поста во время пикника с японским консулом и была сделана единственная фотография Чехова на Сахалине.
Ну а из Корсаковского поста Чехов совершает многочисленные поездки по южной части острова, достигая на севере поста Найбучи. Но давайте оставим это для следующей публикации. Ведь это уже совсем другая часть острова.
Кто был на Сахалине - пишите свои впечатления, пожалуйста. Я свои визиты вспоминаю очень тепло! Это место, куда хочется возвращаться в наши дни.