Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

50 ЛЕТ АЛЬБОМУ SWEET FREEDOM ГРУППЫ URIAH HEEP. ВРЕМЯ И МЫСЛИ

Sweet Freedom – шестой студийный альбом URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Sweet Freedom – шестой студийный альбом URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете

Все чаще, оглядываясь назад и вспоминая музыку, которую с упоением слушал подростком (впрочем, это восприятие пережило годы, ибо качественная музыка, как и качественное вино, только прибавляет во вкусе со временем), реально ощущаешь то, насколько быстротечно это самое время.

Подумать только, ровно пятьдесят лет тому назад, в течение трех недель в июне – июле 1973 года, URIAH HEEP работали над записью своего шестого студийного альбома, который вышел на лейбле Bronze Records 3 сентября. А кажется, что это было совсем недавно. Неужели действительно 50 лет? Шутите?

Альбом Sweet Freedom стал первым, который группа записывала не в Великобритании. Причиной этому стало принятие новых законов по налогообложению, что вызвало массовый отток музыкантов из Соединенного Королевства в поисках студий звукозаписи за пределами страны.

Джерри Брон собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете
Джерри Брон собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете

Продюсер и менеджер URIAH HEEP Джерри Брон остановил свой выбор на раскрученной в то время студии Château d’Hérouville, располагавшейся, как следует из названия, в замке, который, впрочем, по своему внешнему виду вряд ли подходил под классическое определение этого сооружения. Он был построен в середине XVIII века в одноименной деревушке в 30 км к северу от Парижа.

Сам замок и расположенная под его крышей студия принадлежали в то время французскому композитору Мишелю Маню (людям старшего поколения он должен быть знаком прежде всего по саундтрекам к фильмам о Фантомасе и Анжелике, а в общей сложности композитор написал музыкальное сопровождение к более чем 100 французским кинофильмам).

За этими воротами находится Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете
За этими воротами находится Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете
Таким Château d’Hérouville был в 20-х годах прошлого века. Фото из открытых источников в Интернете
Таким Château d’Hérouville был в 20-х годах прошлого века. Фото из открытых источников в Интернете

Увы, но золотое время для студии и самого Маня оказалось недолгим. В течение нескольких лет она испытывала то взлеты, то падения. В 1979 году на нее был наложен арест, замок был выставлен на торги, а самого композитора обвинили в финансовых махинациях и неуплате налогов. Судебное разбирательство длилось несколько лет и завершилось не в пользу композитора, который 19 декабря 1984 года покончил жизнь самоубийством. Официально студия была закрыта 25 июля 1985 года и в течение долгого времени пребывала в забвении. О ней вспомнили 40 лет спустя, но это уже другая история, которая заслуживает отдельного разговора.

Кен Хенсли – сердце URIAH HEEP, человек, талант которого для меня не имеет границ. Фото из открытых источников в Интернете
Кен Хенсли – сердце URIAH HEEP, человек, талант которого для меня не имеет границ. Фото из открытых источников в Интернете

На момент выхода альбома Sweet Freedom я был хорошо знаком с предыдущими студийными записями группы и помню то удивление, которое испытал, послушав альбом. Раз, другой, третий. Конечно, наивно было предполагать, что после Demons and Wizards и The Magician’s Birthday музыканты будут строго придерживаться того музыкального стиля и той волшебно-мистической тематики, которая отличает эти две эпохальные работы. Впрочем, даже эти альбомы, выпущенные менее чем за полгода (Demons and Wizards вышел 19 мая, а The Magician’s Birthday увидел свет 1 ноября), при всей своей схожести, как по музыке, так и по тематике (и даже по оформлению), как оказалось, в своем подтексте отличаются прежде всего той атмосферой, в которой они создавались. Если при работе над первым альбомом, который Кен Хенсли считает вершиной творчества группы (и с этим трудно не согласиться), музыканты находились в состоянии полной свободы, раскрепощенности и творческой эйфории, подкрепленной общим для всех видением того, каким должен быть альбом, ощущали себя единым организмом, и над ними абсолютно ничто не довлело, то при работе над вторым альбомом за год (удивительно, но Хенсли, по собственным словам, перегруженный идеями, успевал одновременно работать и над своим первым сольником Proud Words on a Dusty Shelf, и это в 26 лет!) все происходило на ускоренных оборотах. Джерри Брон, верный своему девизу «Куй железо, пока горячо!», перенес выпуск материала на более ранние сроки, что, по мнению Хенсли, пошло только во вред, и альбом, задумывавшийся как концептуальный, в итоге переформатировался на ходу и в своем окончательном виде оказался только процентов на 60 похожим на то, как представлял его главный генератор идей коллектива.

Альбом Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете

Были и другие, куда более весомые, проблемы. Пристрастие Гэри Тэйна к наркотикам становилось практически неуправляемым. Самолюбие музыкантов зашкаливало, «я» все чаще стало перевешивать «мы», споры о гонорарах отнимали время, которое следовало потратить более продуктивно. Химия, которая их объединяла, стала медленно, но неуклонно улетучиваться. Ведь все начинается именно с малого, еле заметного. Именно тогда Хенсли, по собственному признанию, впервые задумался о том, что группа теряет то, что в будущем будет трудно обрести вновь.

Альбом The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете

Впрочем, на мое восприятие данного музыкального материала это абсолютно не влияет. Я нахожу оба альбома стилистически выдержанными в одном ключе с сохранением яркой индивидуальности каждого из них. И мне действительно трудно представить, каким The Magician’s Birthday изначально видел Кен Хенсли. На мой взгляд, на выходе альбом получился отличным.

Первый сольный альбом Кена Хенсли Proud Words on a Dusty Shelf. Фото из открытых источников в Интернете
Первый сольный альбом Кена Хенсли Proud Words on a Dusty Shelf. Фото из открытых источников в Интернете
Комплект. Фото автора
Комплект. Фото автора

Последовавшие затем плотные гастроли служат лишним подтверждением того, в каких жестких условиях работали музыканты, а также дает полное представление об их подлинном таланте при всей той неприглядной стороне, которая зачастую сопровождает этот дар, а порой и просто составляет с ним одно целое.

Вышедший 22 апреля 1973 года на лейбле Mercury Records в США (в Европе он вышел только в мае) концертный альбом группы, записанный во время ее выступления в Бирмингеме 26 января, я считаю одним из лучших концертов в истории рок-музыки.

Концертный альбом. Фото из открытых источников в Интернете
Концертный альбом. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот концертного альбома. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот концертного альбома. Фото из открытых источников в Интернете
10-страничная программа к концертному альбому. Фото из открытых источников в Интернете
10-страничная программа к концертному альбому. Фото из открытых источников в Интернете

Этот год стал в определенной степени знаковым для URIAH HEEP. И, к сожалению, эта знаковость несла в себе и негативный заряд. К проблемам, о которых я упомянул ранее, добавилось обострение противостояния между музыкантами (не считая Хенсли) и Броном, который фактически полностью прибрал группу к рукам. Гэри Тэйн плотно сидел на героине, Дэвид Байрон все чаще прикладывался к бутылке, а Кен Хенсли завел дружбу с кокаином, которая, по его собственному признанию, растянулась на целых 16 лет.

Разворот альбома Sweet Freedom (1). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (1). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (2). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (2). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (3). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (3). Фото из открытых источников в Интернете

Альбом Sweet Freedom, отменно записанный и сведенный звукоинженером Питером Галленом и великолепно оформленный дизайнером Питером Корристоном с фотографиями Фина Костелло (никогда ранее не видел Хенсли с короткой прической, а Бокса без усов), представленный в необычном формате (раскладушка со вставкой) и по традиции с текстами песен, как я отметил ранее, поначалу не произвел на меня того впечатления, на которое я рассчитывал. Полагаю, что мои ожидания основывались на той планке, которую установили музыканты на двух предыдущих (и не только) своих альбомах.

Гэри Тэйн в Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете
Гэри Тэйн в Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете

Возможно, отчасти это связано и с тем, что меня не зацепила «открывашка» Dreamer (хотя очень понравился на ней вокал Байрона) и как-то выпала песня Seven Stars. Но вот что интересно: с каждым новым прослушиванием я открывал этот альбом по-новому. Я находил в нем элементы, которые как бы выходили из тени. Для этого нужно было только полностью выгрузить те ощущения, которые я испытывал при прослушивании Demons and Wizards и The Magician’s Birthday. И это относится не только к мастерству Хенсли как клавишника, гитариста и композитора, но и к напору и силе бас-гитары Тэйна, которая в дуэте с ударными Керслэйка делает звучание ритм-секции идеальной, и к чарующему вокалу Байрона, и к отточенности соло-гитары Бокса, окрашивающей музыку в самые разные краски и придающей ей яркость и сочность под стать оформлению самого альбома. И еще один момент. Очередное прослушивание лишний раз убеждало меня в том, насколько гармоничны музыканты URIAH HEEP как группа и индивидуально. И, конечно, фишка коллектива, известная как хоровое пение, проходила через весь альбом и оказывалась этакой вишенкой на музыкальном торте под названием Sweet Freedom. Даже определенное разочарование от композиций Dreamer и Seven Stars постепенно уступало место более нейтральному восприятию, а сами они перестали казаться проходными песнями, добавленными в альбом для кучи. Музыка и вокал заиграли новыми гранями, хотя в приоритете оставался все тот же квартет в составе Stealin’, Sweet Freedom, If I Had the Time и Pilgrim, из которого лучшими для меня были и остаются вторая и четвертая композиции из этого перечня.

Композиция, давшая название альбому

Интересно, кстати, отметить, что сама песня, которая дала название альбому, по воспоминаниям Кена Хенсли, была навеяна его расставанием с очередной подругой. В своем интервью много лет спустя он шутливо говорит о том, что когда-то ему было мало и двух женщин, а сейчас много и одной.

Альбом Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Конверт для пластинки с текстами песен из альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Конверт для пластинки с текстами песен из альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете

Парадоксально, но полное осознание того, насколько по-своему хорош Sweet Freedom, пришло ко мне уже в следующем году, после прослушивания седьмого студийного альбома группы, который вышел 22 июня 1974 года под названием Wonderworld на лейбле Bronze Records. Великолепие одноименной песни не было подхвачено в большей или меньшей степени остальными восемью композициями. На мой взгляд, альбом по всем параметрам уступает трем остальным студийным работам URIAH HEEP, записанным в своем классическом составе. Впрочем, как и всегда, выражаю сугубо личное мнение.

Последняя песня из альбома

А вот мнения критиков и меломанов по поводу альбома Sweet Freedom разделились. Первые в своем большинстве не оценили по достоинству работу коллектива и, похоже, стали соревноваться за звание худшей рецензии на альбом. Вот, к примеру, один из отзывов на него по горячим следам. «Sweet Freedom – идиотский, ненужный и обреченный на провал материал, хотя это отнюдь не означает, что он не будет продаваться. Отдельные тексты, как в заглавной композиции, обладают наивным очарованием, другие какие-то грубые и неудачные. Альбом отличается нестройным шумом, который создают музыканты. «Открывашка» Dreamer – мрачная, немелодичная композиция с ужасным припевом. Stealin’ и Sweet Freedom слишком затянуты, а последняя явно перегружена клавишными. One Day совершенно бесцветна, и никакие уау-уау не могут спасти ее. If I Had the Time – действительно неплохая композиция, относящая слушателя к музыке Вагнера, с сильным и качественным звучанием клавишных. Seven Stars и Pilgrim одинаково ужасны, а вот композицию Circus с простой и приятной акустической аранжировкой с отсылкой к Дэвиду Боуи можно записать в актив группы». Такая оценка альбома вызвала тогда (и вызывает сейчас) у меня разве что улыбку и ничего более.

Впрочем, исторически сложилось, что музыкальные критики, в отличие от рядовых слушателей (прежде всего в странах Восточной Европы и бывшего СССР), с самого начала творчества URIAH HEEP в основе своей не особо жаловали группу. Начало этому положила некто Мелисса Миллз из журнала Rolling Stone, когда в своей рецензии на дебютный альбом коллектива написала, что совершит самоубийство, если у URIAH HEEP что-то получится. Да и со второй аудиторией, которая объединяет любителей рок-музыки, не так все просто. И, повторюсь, стоит учитывать фактор времени.

В этой связи я порой вспоминаю случай в Лондоне, когда, отыскав величественный дом в двух шагах от станции метро Holland Park, под крышей которого много лет назад приютилась Lansdowne Studios, где URIAH HEEP записали свои первые пять альбомов (сейчас это просто жилой дом с фешенебельными апартаментами), поинтересовался у трех выходивших из дома людей (как говорится, в возрасте), знают ли они о том, что в прошлом здесь записывались URIAH HEEP. Никто из них не ответил утвердительно, а один человек попросил уточнить, о ком идет речь. В какой-то степени показательный эпизод. Хотя (а такое вполне возможно) эти люди просто не являются любителями рок-музыки, и это более чем весомый довод. А быть может, просто такой чудак, как я, по своему наитию все еще подходит к этому вопросу со своим мерилом. Ведь пожилой англичанин не должен априори быть поклонником классического рока, как, впрочем, и голландец, живущий по соседству с домом по адресу Akkerstraat 32 на окраине Амстердама, не должен в обязательном порядке знать, что именно здесь родился и вырос Йохан Кройф, а с этим я тоже в свое время столкнулся и удивился этому.

Lansdowne House. В находившейся здесь музыкальной студии URIAH HEEP записали свои первые пять альбомов. Фото автора
Lansdowne House. В находившейся здесь музыкальной студии URIAH HEEP записали свои первые пять альбомов. Фото автора
Lansdowne House. Вид сбоку. Фото автора
Lansdowne House. Вид сбоку. Фото автора

Во всей своей строгой английской красе. Фото автора
Во всей своей строгой английской красе. Фото автора

Впрочем, я немного отвлекся. Пора возвращаться к альбому и написать несколько заключительных строк.

В Великобритании Sweet Freedom поднялся до 18-го места в чартах, в США добрался до 33-й позиции, однако это не помешало ему получить золотой статус именно в Северной Америке, где по состоянию на март 1974 года было продано 500 000 пластинок.

Классика рока. Кен Хенсли, Ли Керслэйк, Мик Бокс, Гэри Тэйн, Дэвид Байрон. Фото из открытых источников в Интернете
Классика рока. Кен Хенсли, Ли Керслэйк, Мик Бокс, Гэри Тэйн, Дэвид Байрон. Фото из открытых источников в Интернете

О музыке всегда сложно писать. Просто потому, что все мы разные, по-разному слышим звуки и по-разному их воспринимаем. И это, по моему твердому убеждению, абсолютно нормально. Я не говорю исключительно о разнообразии стилей и направлений. Их в значительной степени определяет все то же время, в каждом отрезке которого живут свои кумиры и таланты. Я же просто написал о частичке той музыки из золотых семидесятых прошлого века, которую создавали, вне всякого сомнения, одаренные и одухотворенные люди того поколения. О времени, с которым мне повезло, и о музыке, которую я услышал подростком и которая живет со мной все эти годы.

А посему LONG LIVE ROCK’N’ROLL!

Видео и аудио взяты из открытых источников в Интернете. Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Uriah Heep # Sweet Freedom # рок-музыка # Великобритания # рассказы #