Для учителей (кого обязали знать эстонский на B2/C1 и всех остальных, кому тема интересна): о разнице между устным на B2 и на C1 (почему имеет смысл начинать готовиться по материалам B2, и когда по ним ок, переходить на C1) - часть 1
После разминочных вводных вопросов о себе - работе - учёбе, первое задание на обоих уровнях - небольшое выступление (доклад) перед коллегами или просто тематически заинтересованной аудиторией на заданную тему.
На уровне B2 на подготовку 2 минуты, говорить 1 минуту. Выдаются описания "сценариев на работе" - только детальки допридумывать, плюс ДАН план ответа (пункты) - описать проблему, её причины, сказать, что уже делали, предложить решение (или какая-то вариация этого).
На уровне C1 на подготовку 3 минуты, говорить 2 минуты. Можно делать заметки (бумага и ручка выдаются).
В обоих экзаменах напарнику надо задать выступившему 1-2 asjakohast küsimust, то есть друг друга слушать внимательнейшим образом, впопад кивать головой, угукать в местах, где интересно/cогласны (тут театр, да, но это тоже немножко оценивается) и задать потом 1-2 уточняющих толковых вопроса по теме.
ВАЖНО Отвечающий на вопросы должен отвечать на заданные вопросы КРАТКО и по существу, оценивается не знание темы-сути, а умение реагировать на вопросы.
Например, на реальных конференциях и лекциях, если лектор не знает, что сказать, зачастую говорит "jään vastuse võlgu" и обещает связаться с автором вопроса позже, когда уточнит то, про что вопрос. Вот нечто такое будет, думаю, на C1 устном "в яблочко", но ... не все напарники на экзаменах зададут вам такие вот замечательные вопросы, на которые так будет логично ответить, так что самая неприятная переменная или неизвестное - это уровень того, кто будет в пару на устном экзамене.
На C1 даётся просто 2 предложения-темы (как для эссе), и нужно порассуждать на одну из них. Одна тема, судя по примерам, всегда poolt ja vastu (на мой профессионально-деформированный взгляд такой тип легче, так как схема ответа, как в эссе, те же вводные фразы и канва ответа), а вторая тема скорее kuidas-тема (нужно показать шаги какого-то процесса, КАК это делается) или seoste loomine (показать причинно-следственные связи, что там из чего следует) - на мой взгляд "очень мутно", я бы не рисковала (но алгоритм придумаю, если сама пойду пересдавать, так как нервирует, когда дана задача, а неясно, как её правильно решают - такой тип задания мне в других языках не попадался, разве что в бизнес-экзаменах, но такое всегда knowledge-based (уже реально в теме разбираться нужно, а я даже в этих демо-темах как-то сразу начинаю думать, что "надо бы загуглить и проникнуться, как же это на практике делается", то есть задание не по языку, а про то, что ты либо знаешь, либо нет, что некорректно, на мой взгляд.
Для тех, кто не понимает по-эстонски
C1 - карточка 1
1. Как работнику стать начальником (продвижение работника на руководящую должность)
2. ЗА и ПРОТИВ смены рабочего места (работы)
C1 - карточка 2
1. ЗА и ПРОТИВ платы за высшее образование (платного высшего образования)
2. о взаимосвязи между образованием, образованностью и нахождением работы (рабочего места)
Продолжение следует.
Оригинальный текст-пост https://www.facebook.com/StaceyELN/posts/pfbid02EjSVJMkrHdYuzQC4YZ3rDv7udmmcTMGQn1NVKnAV1awA4pk8nuXP9UCPDYqPWJrkl