Очередная еженедельная подборка исторических фотографий Советской авиации. Первый в этом году выпуск будет посвящен легендарным вертолетам Ми-1, Ми-4, Ми-8 и Ми-10К
1. На службе ГАИ
Вертолет Ми-1 СССР-14887 на стоянке одного из аэродромов СССР. По надписи «ГАИ» видно, что вертолет эксплуатировался в интересах Государственной автомобильной инспекции МВД СССР.
Этот вертолет летал в Тюменском УГА в 1966-1977 годах и в Украинском УГА во 2-м Одесском авиаотряде в 1977-1982 годах. Вертолет Ми-1 СССР-14887 списали 16 августа 1982 года по причине прекращения ремонта данного типа.
Мне кажется, что данная фотография сделана в Одессе.
2. Ми-4А СССР-31581
Вертолет Ми-4А СССР-31581 на территории Хабаровского края. После посадки вертолета, его шасси ушли глубоко в снег, создавая ощущение, что вертолет лежит на брюхе.
Этот вертолет был построен в феврале в 1959 года на авиазаводе №387 в Казани. С 1959 по 1979 год Ми-4А СССР-31581 эксплуатировался в Дальневосточном ТУ ГВФ в 143-м авиаотряде, затем во 2-м Хабаровском ОАО в 249 летном отряде. 28 апреля 1979 года вертолет был списан по отработке общего срока службы.
3. Ми-8Т СССР-24502
Посадка вертолета Ми-8Т СССР-24502 в Магаданской области на реку Малая Столбовая у устья ручья Юный в августе 1986 года.
Этот вертолет был построен на авиазаводе в Улан-Удэ в апреле 1985 года. В июле 1985 года Ми-8Т СССР-24502 поступил в Магаданское управление гражданской авиации в Сеймчанский авиаотряд. После распада СССР вертолет Ми-8 летал в «Авиалесохране», ОАО «НПК «ПАНХ»» и авиакомпании «Поляр-Авиа».
4. На строительстве ЛЭП
Летающий кран Ми-10К СССР-04134 на вертолетной площадке в поселке Сельгон в Амурском районе Хабаровского края осенью 1981 года. Этот вертолет Тюменского управления гражданской авиации из Плеханово, был задействован на строительстве новой ЛЭП 220 кВ Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. С помощью вертолета устанавливались опоры ЛЭП в труднодоступных местах местности.
На фотографии Б.М. Загуменков, работник Амурской киносети, стоит рядом с женой Верой Николаевной. Осенью 1981 года его откомандировали на обслуживании киноустановки в районе строительства ЛЭП-220 кВ Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре.
Данная ЛЭП была введена в эксплуатацию 28 декабря 1981 года. ЛЭП 220 кВ Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре общей протяженностью 389,1 км в тяжелых природных условиях была проложена в рекордно короткие сроки – чуть более года от начала строительства.
5. Ми-8 СССР-25670
Полет вертолета Ми-8 СССР-25670 над Камчатской областью в июле 1985 года. Вертолет летит в районе сейсмостанции Подкова на Ключевской сопке.
Этот Ми-8 с бортовым номером СССР-25670 был произведен на Казанском вертолетном заводе в 1973 году. С мая 1973 года Ми-8 эксплуатировался в Дальневосточном управлении гражданской авиации. В ноябре 1988 года вертолет Ми-8 СССР-25670 списали по отработке назначенного ресурса.
6. Поломался
Поврежденный вертолет Ми-1 ДОСААФ СССР. Возможно снимок сделан в районе Петрозаводска. Подробности инцидента неизвестны
7. Ми-8Т СССР-22690
Вертолет Ми-8Т СССР-22690 в Якутской АССР в Верхнеколымском районе у ручья Обиженный в августе 1986 года.
Этот вертолет был построен на авиазаводе в Улан-Удэ в декабре 1980 года. В феврале 1981 года Ми-8Т СССР-22690 поступил в Магаданское управление гражданской авиации в Сеймчанский авиаотряд. После распада СССР вертолет Ми-8 летал в интересах «Авиалесохраны».
8. Ми-1М СССР-68092
Этот вертолет был построен авиационном заводе №168 в Ростов-на-Дону в июле 1959 года. Ми-1М СССР-68092 поступил в Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ в 184 авиаотряд в Сталинск (ныне Новокузнецк). В Новокузнецком авиаотряде вертолет пролетал до 1977 года, пока не был списан 30 ноября 1977 года по отработке назначенного ресурса.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…