Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 11. «Философские странички профессии...». Тексты 651-700

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

651. Все мы готовы верить другим больше по той простой причине, что их мнения – это не наши мнения. И в основе подобной веры лежит чистейший страх услышать и понять что говорит нам свой собственный голос. А вдруг, он не одобрит?..

652. Каждый может творить свою историю в профессии, но лишь немногие из нас способны её создавать в ней…

653. Нездоровый скептицизм, проявляющийся везде и всюду – маразм, а здоровый скептицизм, проявляющийся где это разумно, – начало веры в себя…

654. Преподаватели, которые чрезмерно увлекаются педагогической благотворительностью в отношении своих учащихся, иногда совершенно теряют всякое чувство меры и представление о своей человеческой жизни. Или в такие времена её у них нет?..

655. Известная штука: педагогическая искренность в школе, даже в небольших дозах, – бывает весьма опасной в ней. А если она присутствует в больших количествах, то может быть для всех – просто разрушающей…

656. Красота – страшная сила. Она выше всего, выше Бога, ибо если она позовёт пальчиком, то сил никаких нет, как только идти, без всякого понимания: куда и зачем…

657. Когда мы смотримся в зеркало, то надо различать: где мы, а где лишь наша маска. Кто путает эти вещи – с теми беда…

658. Быть хорошим – это качество в нас не для учеников и их родителей, не для коллег или директора. Это, прежде всего значит: жить в полном согласии с самим собой и быть безукоризненным для самого себя…

659. Педагогическое самопожертвование – следовало бы запретить в школьной практике повсеместно, так как оно не только развращает тех, кому предназначено (пользующиеся им никогда не оценивают должным образом преподавательского самопожертвования), но и подтачивают, и способствуют разрушению организма такого жертвователя собой. Или нет?..

660. Да что уж такое важное вы и делаете в своих школах? Да ничего особенного… Но спрашивающие так не знают, что подобное ничегонеделанье – самое трудное и нудное на свете занятие, самое трудное, самое изнашивающее, самое духовное и высокое... Или нет? Может это бездельная игра, да и только? Как вы считаете?..

661. Порой наименьшее удовольствие в школе можно получить не от учащихся, а от их преподавателей. Должно быть многие из нас видели учащихся, которые были куда как интереснее своих учителей? Или кто из нас не слышал в коридорах школ диалогов родителей, много превосходивших по глубине суждений то, что частенько приходится нам слышать, например, на заседаниях отделов?..

662. В чём разница между педагогикой и музыкой в школе? Если вуз закончен, то в педагогике не нужно совершенствоваться, а музыку? Что ж, её можно и послушать, но немного...

663. Музыкальная педагогика – распространённое гуманистическое убеждение на уровне веры в чудесное назначение начального музыкального образования в жизни каждого человека…

664. На самом деле, музыкальная школа отражает не столько нашу жизнь, как таковую, сколько сублимацию детства в ней, во всём его многообразии…

665. Никто не сомневается, что ныне существующие педагогические авторитеты и имена прошлого в профессии – всего лишь те наши предшественники в ней, которых их коллеги, конечно, может быть и не всех, не очень-то высоко почитали и ценили. И только время было безошибочно: всё ставило на свои места…

666. Педагогика – может быть одна из самых серьёзных вещей на свете, где преподаватель должен ощущать, как никто в мире, всю серьёзность своего положения в ней…

667. Цель жизни – это фигура речи, и не более того. А вот наш самый первый и, может быть, самый главный долг в жизни – долг перед самим собой в ней…

668. Директора школ призваны, скорее, не управлять вверенными им учредителями образовательными учреждениями, а просвещать работающих в них несмышлёных преподавателей. Учредители же, в свою очередь, призваны не столько координировать деятельность и создавать необходимые условия для ведомственных учреждений начального музыкального образования, сколько просвещать поставленных у руля директоров. На практике же, каждая школа занимается образованием детей как бог на душу положит и как сможет истолковать для себя доступную пониманию нормативно-правовую базу существующего законодательства в сфере образования…

669. Мода, как общественное явление, так всесильна, что она давно уже проникла и в сферу начального музыкального образования. Так интерактив в нём сменяется толерантностью всех ко всему, толерантность сменяется оптимизацией всего, оптимизация сменяется траншами на модернизацию оставшегося в живых и др… При этом, мало кто обращает внимание, что каждая из этих мод, очевидно, была настолько неприятной для всех потребителей её, что наверное поэтому государству приходилось менять её так часто, и чуть ли не каждый год…

670. Обучение в ДМШ – это, нередко, чистейший обман детей и их родителей ради их культурологических мечтаний и предполагаемого к получению музыкально-художественного блага, не без помощи часто совсем никудышных преподавателей…

671. «Ценность/бесценность» какой-либо образовательной инициативы в школе, нередко не имеет ничего общего с «искренностью и верой в неё» внедряющих её в школьную жизнь…

672. Педагогический эгоизм – это значит, что все ученики и их родители должны жить музыкой так, как хотим мы. Эгоцентризм же, – это уже требование не только к учащимся и родителям, но и ко всем другим, кто под руку подвернётся, – жить, учиться и общаться с нами не как-нибудь, а только так, как мы этого хотим…

673. В нынешние времена быть понятым неправильно – влечёт за собой преследование, а быть непонятым вообще – лучше не придумаешь…

674. Все мы верим и видим разворачивающийся кругом общественный прогресс. Он мал, но он безусловно есть! Однако, как так получается, что веря ещё и в постоянство нашей общей глупости, мы всё-таки его достигаем? Прогресса этого в обществе? Как это мы можем прогрессировать, оставаясь в подавляющем большинстве глупыми? Или это привычное чрезмерное обобщение, понижающее наш интеллектуальный статус и вводимое для чего-то?..

675. Жизнь всё-таки научает нас всё более хладнокровнее относиться к несчастьям других. Вымолвив всё, что положено в таких случаях, даже со слезой, она говорит нам: переступи, и живи дальше…

676. Нет ничего ужаснее и тяжелее, чем осознание того факта, что всю свою жизнь в профессии ты говорил окружающим одну лишь умопомрачительную педагогическую чушь и жалкое подобие профессиональной правды, которая часто больше смахивала на надоевшие всем глупости…

677. Педагогическая надежда и педагогическое отчаяние – это продукты исключительно нашего воображения. В отчаянии, мы слишком живо рисуем себе возможные беды и неприятности в учебном процессе, а надежда, – она побуждает наш ум и опыт использовать все свои возможности в борьбе с этими бедами и неприятностями…

678. Необходимое условие педагогического совершенствования состоит из постоянства работы над собой. Цель этой работы над собой – сохранение вечной профессиональной зрелости…

679. У музыки смыслов бывает столько же, сколько у любого преподавателя бывает настроений. Музыка – это символ смыслов всего, что есть на свете, и она может открывать нам всё, поскольку сама не требует понимания, а чувства и ассоциации вызвать может огромные…

680. Те из нас, кто в прекрасном слышит прекрасное, – люди тонкой музыкальной культуры. И можно быть вполне уверенными, что они научат детей в школе правильным вещам в музыке…

681. У одних из нас доминируют ценности профессионального прошлого, у других – ценности настоящего, у третьих – ценности будущего. У подавляющего же большинства остальных преподавателей – доминирует множество проблем будущих учебно-образовательных ситуаций, которые никогда, как правило, на самом деле не наступают. Так что, с будущим – аккуратнее…

682. Говорят: живите каждый день как заново. Однако, нельзя же каждый день начинать жизнь заново. А куда девать опыт, память и вчерашнее?..

683. Давно известно, что каждый из нас, в сущности-то, одинок, и мы можем полагаться только на себя. Во всём! По-другому – плохо получается…

684. Быть раздавленным «обществом» или проявить готовность даже умереть за своё правое дело, с разумной точки зрения, это вряд ли много чего стоит и, уж точно, ничего не изменит и не меняет в нашей жизни, кроме прибавки потерь и приобретения проблем. В подобных ситуациях – лучше побеждать, вот тогда мы действительно можем послужить своему правому делу. А так… Ну… понятно, да?..

685. Не так просто быть недовольным и даже проклинать свою профессию, и несмотря на это, оставаться совестливым преподавателем в школе…

686. В музыкальной педагогике нет ничего точного и определённого, всё в ней построено на одних лишь субъективных выводах, более или менее остроумных наблюдениях и традициях обучения. Пожалуй, единственно серьезный подход в ней – это постоянное педагогическое сомнение при её применении на практике…

687. Кроме основных частей организма, в нём есть ещё и такая, которая хотела бы существовать в нём самостоятельно и осознанно. Мы привыкли называть её личностью. Именно личность, которая хотела бы существовать в нас и есть наше настоящее творческое начало, и есть настоящая реальная личность в нас, чем бы мы не занимались…

688. Чего мы не знаем, то, вроде, нам и не вредит, словно оно и не существует вовсе. Но стоит нам что-либо узнать, вот тут-то и начинаются неприятности для нас…

689. А что, если мы будем делать добро из зла, т.е., из того кругом, что плохо по сути своей? Кажется, в этом тройная выгода для всех получится. Например, первая выгода – это прибавка произведённого добра к уже имеющемуся, а вторая - так как зла всегда больше добра, то и материала из чего производить добро будет всегда предостаточно. А учитывая, что зло это зло, не станет ли его меньше от такого производства? Нет?..

690. Педагогическая дипломатия есть искусство преподавателя удерживать общающихся с ним от грубого и беспардонного участия в делах, которые, в связи со школой, их прямо касаются…

691. Музыканты – это просто удивительный случай массовой патологической задержки в развитии своих творческих способностей. Ну скажите, пожалуйста, кто из нас в пять-семь лет не мечтал быть Бетховеном или Моцартом?..

692. Педагогика, в том виде в котором она существует ныне, – мало тянет на настоящую науку, это, скорее, искусство желающих преподавать в применении на практике методических выводов, способов и находок своих предшественников в ней…

693. То, что было хорошим в школе, то было хорошим в ней, и быльём оно не зарастает, а что ещё должно произойти, – то сбудется ли оно, и станет ли хорошим?..

694. Действительность, и не только школьная, совсем безразлична к нам, и ей совершенно нет никакого дела до наших человеческих надежд, желаний и счастья…

695. Не замечали ли вы, что когда мы в школе хорошие, то по самоощущению, – мы очень и очень хорошие в ней. Но когда мы в школе бываем плохими, то от этого, и опять же, по самоощущению, всем в ней, кажется, становится только лучше. Или это ошибочное наблюдение? Нет?..

696. Педагогический самоконтроль – великая сила, и не подчинённые контролю педагогические действия служат только разрушению хода даже самого разумного учебного процесса. Если контроль приходит со стороны, он оказывается ещё губительнее для преподавателя, т.е., как если бы он совсем отсутствовал. Поэтому наверное, лишь тогда нам контроль приносит действительную пользу, когда он исходит изнутри нас, а не извне, когда лучший контроль преподавателя – это его самоконтроль…

697. Искусство жить полной и счастливой жизнью в профессии заключается в том, чтобы жить только в её настоящем. Не надо витать ни в её прошлом, ни в её будущем, вот и будет нам счастье и полнота жизни в ней…

698. Возраст, а не время, меняет всё в нас: годы, здоровье, характер, отношения, возможности, знания, потребности, предпочтения, вкусы, наружность, планы и даже нашу судьбу…

699. Дело в том, что музыкальное образование и музыкальное воспитание детей в школах должны оказаться в силах сделать их разум и души глубже и разностороннее, тоньше и восприимчивее ко всему прекрасному... Причём, любящие родители также совершенствуют свои душевные способности и чувство прекрасного в себе, но только те, кто любит своих детей…

700. Конечно, многие слышали, что кто-то из нас говорил кому-то в школе: ах, как я люблю свою профессию! Я без неё – жить не могу! Но как вы думаете: вообще об этом нужно говорить, и надо ли при каждом удобном для себя случае это делать в школе? Как вы считаете?..