«Время на небе и на Земле летит не одинаково.Там – мгновения, здесь века. Все относительно.Впрочем, это долго объяснять.»
Тот самый Мюнхгаузен
На поставленный в заголовке вопрос есть разные варианты ответов.. Самое простое – это сказать, что шесть дней, понадобившиеся Творцу, для творения всего мироздания, равны обычным шести земным суткам, что, само по себе кажется вполне логичным и не должно никого смущать. Ибо всесильный Бог мог, если бы пожелал, смог сотворить все даже не за один день, а за одно мгновение. Есть другой вариант ответа, взятый из слов апостола Петра: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Последний пример кажется наименее удачным, ибо мы знаем, что вовсе не о днях творения идет речь в данном эпизоде послания апостола.В любом случае, каждое из общепринятых толкований шестоднева кажется, мягко говоря, странным и малоубедительным, особенно учитывая иронически-снисходительные улыбки материалистов-скептиков на фоне современных «открытий», утверждающих, что нашему видимому миру, по меньшей мере, почти 15 млрд. лет, а самой нашей планете - 4,5 млрд лет. А это явно противоречит 7,5 тысячам годам от сотворения мира, вычисленных по библейской хронологии. Как быть?Похоже, что ответ на эту логическую неувязку опять же кроется в проблеме «времени».Мы привыкли рассматривать время как форму протекания физических процессов в нашем мире. И ключевым в данном случае являются слова «в нашем мире». Возможны ли миры с другим «качеством» и другими «характеристиками» времени? Даже современная теоретическая физика утверждает, что такое возможно. Время не абсолютная категория, а достаточно зависимая, например, от пространства и материи, в котором оно лишь «функционирует».Но отправной точкой в сегодняшних рассуждениях будут не ученые споры и мнения о природе времени, а все те же короткие и загадочные слова из Откровения Иоанна-богослова о «новом небе и новой земле» (21:1), когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6).О том, что наш мир конечен, и за ним последует другой, знают многие мировые религии. Но в данном случае речь идет о чем-то большем. В христианской модели мира не только сам мир, но и время, в котором он существует, имеет конец, также как когда-то оно имело начало.(В одной из своих статей («Вечно ли время?») я уже пытался рассуждать на подобную тему). И похоже, что «старт» привычного нам времени начался с началом (извиняюсь за тавтологию) «исторического» исчисления уже падшего мира. Точнее сказать, со словами Творца: «Проклята Земля в делах твоих» (Быт. 3:17), сказанных Им сразу после всем известных событий.Для понимания произошедшего необходима расшифровка слов Господа. В них, под термином «земля», имеется ввиду не только наша планета, но и все сотворенное материальное мироздание, которое было сотворено в первый день наравне с «небом» («В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1)), под которым подразумевается весь невидимый ангельский мир.В словах «Проклята в делах твоих», сказанных Адаму, сообщается не кара или наказание, постигшая его лично, а констатация произошедших после т.н. «грехопадения» последствий для всего мироздания.С богословской точки зрения здесь кроется очень важный нюанс. Изрекая проклятие, Бог не карает или наказывает Свое творение за своеволие, а лишь констатирует последствия узурпации Божьих прав. А проклятие, по учению святых отцов – это всегда изменение бытия в худшую сторону для согрешившего, то есть нарушившего волю Творца. В данном случае - всего окружающего мира и самой земли (которая вместо плодов теперь будет родить тернии и волчцы) по отношению к «первоначальному» состоянию. Но в рамках обсуждаемой темы для нас важно не перемена в аграрной составляющей почвы, а то, что мироздание отныне стало иным. При этом произошло еще одно, самое страшное последствие - в мир вошла смерть в полном согласии со сделанным ранее Богом предупреждением: «… ибо в день, в который ты вкусишь от него (от древа), смертью умрешь» (Быт. 2:17).Конечно, возникает разумный вопрос: почему за грех прародителей страдает весь мир? Это, конечно, другая и очень глубокая тема, достойная отдельного обсуждения. Но пока заметим лишь, что в общей библейской картине мир творится не сам по себе, а как дом (вместилище) для главного Божьего творения – человека, которого Бог пока только готовит к приобщению к Своему бытию. Но с его (человека) падением, под него же «подстраивается» и мироздание. (В этом, кстати, и ответ на вечный вопрос, часто задаваемый материалистами: мол, почему премудрый Бог, если бы Он был, создал несовершенный мир, не совсем удобный нам для проживания, что как бы противоречит словам, несколько раз повторенным в ходе дней творения: «и увидел Бог, что хорошо весьма» (Быт. 1-я глава)).Кроме того, эта связка: «мир и человек», очень даже согласуется с т.н. антропным (от греч. аnthropos – человек) принципом, открытым в середине прошлого века далекими от религии учеными, одним из выводов которого была догадка: «вселенная не имеет бытийного смысла, пока в ней не появится человек». (Смотри «Что наука якобы доказала», часть 4). Но это лишь к слову.А пока вернемся к «смерти» как главному последствию, произошедших в мироздании изменений. В теперь уже падший мир вошла смерть, и все отныне стало иметь свое окончание, включая и время, ставшее теперь дискретным, «рваным», конечным во всех смыслах. Наш мир как бы «выпал» из вечности (опять же смотри первую статью), и только тогда началась та самая, известная нам и подающаяся привычному исчислению история Земли. Поэтому, возможно, бессмысленно даже ставить вопрос о том, чему соответствуют в нашей хронологии те самые шесть дней творения? Может быть, бесконечному мгновению? До конца мы сможем это уяснить, только оказавшись уже на «новой Земле» (кто сподобится, конечно), когда (лучше сказать « где») «времени уже не будет» и «ничего уже не будет ПРОКЛЯТОГО» (Откр. 22:3). Одно только можно утверждать уже сейЧАС: часы, даже самых престижных швейцарских брендов там уже никому не понадобятся. Наверняка, многие скептики все вышеизложенные рассуждения назовут досужими и не имеющими под собой никакого серьезного обоснования. И, кажется, им будет трудно возразить. Разве только напомнить, что наше мироздание продолжает оставаться, в том числе и для них, великой и неразгаданной тайной. Сама вселенная появилась когда-то и не известно откуда? (Почему и для чего, мы даже не спрашиваем). Теория «Большого взрыва» крайне интересна, но и она может говорить лишь о предполагаемом времени, отделяющего нас от того события. И сколько бы наши ученые не пытались приблизиться к абсолютному нулю времени (времени ее появления), ничего пока не получается. И смею утверждать – не получится. Тем более не получится «заглянуть» за «нулевую» черту. Хотя, похоже, неожиданно на помощь всем нам пришла еще одна рабочая гипотеза. Так, еще в 1982 году исследовательская группа под руководства Элейна Аспекта предположила, что наша вселенная в своей основе может быть роскошно детализированной голограммой. Исследования в этом направлении продолжились, и уже новая команда ученых-астрофизиков лаборатории имени Ферми (Fermilab) создали даже специальный прибор - «голометр» и нашли новые доказательств того, что наша вселенная скорее всего является ничем иным как фикцией, и чье-то гигантской голографической проекцией. В наши дни такие мировые известности в мире науки, как астрофизик Нил Деграсс Тайсон, физик-теоретик Зора Давуди и около сотни других ученых продолжают работы в этом направлении. А в 2016 году сам легендарный Илон Маск не исключил того, что наш мир лишь виртуален. Но пока они трудятся на ниве фундаментальной науки, мы сами можем вспомнить сотни, если не тысячи примеров в истории, когда те или иные люди совершенно необъяснимым для любой науки способом могли «прозревать» события бывшего и грядущего. И, несмотря на то, что "официальные" ученые к этим фактам остаются глухи и слепы, мы вправе сделать свое предположение. Возможно, все эти провидцы и предсказатели только Богу известным способом умудрялись вновь становиться причастниками «вечности», где наше прошлое и будущее существуют в готовом виде, как единое настоящее. Мы не знаем до конца, зачем Творцу нужно было так поступать с падшим миром после грехопадения прародителей. Но мы опять вправе выдвинуть предположение, основанное на одном лишь безоговорочном постулате - на Божьем человеколюбии. И если все в мироздании устраивается нашего ради спасения, то и время для нас течет так, а не иначе постольку, поскольку нам нужно измениться. И время не прекратится, пока есть еще возможность изменения. (А это, кстати, одна из характеристик природы самого времени). Когда возможность изменения человека будет исчерпана, отпадет и необходимость в привычном для нас времени. Нужно лишь не опоздать.
Уже написав эту статью и даже разместив ее на Дзене, я вдруг вспомнил крылатую фразу: «Влюбленные часов не наблюдают». Нами она воспринимается как некий счастливый период в жизни двух людей, когда они в своих взаимных, любовных чувствах как бы отстраняются от всего происходящего. И даже время перестает для них существовать, несмотря на то, что объективно часы продолжают тикать по-прежнему. Но они находятся в иной реальности, и ход времени ими не ощущается. Так, наш «великий и могучий» передает нам нечто, похожее на кратковременное попадание в ту самую вечность, где «нет, ни дней, ни часов, ни минут». Но это так, к слову. Согласен, что этот абзац - несерьезная лирика.
P.S. Почему «дни творения» скрыты за числом «шесть»; и о значении седьмого дня, в который Господь «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3) можно прочитать в статье «Ислам в Библии глазами грешного христианина (часть вторая)».