Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Магазин на площади (1965, ЧССР, драма / военный): Война всегда ставит перед неудобным выбором

Шедевральный фильм, о котором сложно писать, потому что сюжет может показаться и затасканным, и не слишком интересным. На тему, которую поднимают Ян Кадар и Эльмар Клос в своем фильме, уже снято множество фильмов.

Герой фильма Тоно — обычный плотник из маленького словацкого городка. Страна находится под властью нацистов. Жена чмарит Тоно за то, что тот не может найти работу. Поди, мол, к своему брату-приспособленцу. Тот, занимая в свое время какой-то важный чиновничий пост, с успехом приспособился и к новому режиму. Но Тоно с братом в контрах. Брат в свое время продал дом, сад с выгодой для себя, а Тоно остался ни с чем.

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

В один прекрасный момент к ним в избу заваливается брат с женой, вываливают на стол кучу бухла и закусок. Типа праздник. Какой такой праздник?

- Вот, ты волком на меня всю жизнь смотрел, а я тут тебе такой подарок делаю!

Оказывается, уже давно запущен процесс "ариезации", который заключается в том, что у евреев-торгашей отбирают лавки и магазины и передают их во владение словакам и прочим "ариям".

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

Брат выхлопотал для Тоно магазин на площади, с начала века торгующий пуговицами и прочей галантереей. Жена Тоно в радости. Вся компания нажирается (очень вдохновленно поставлена эта сцена, в которой ожидание счастливого завтра, медленное отупение от пьянства и, как следствие, разнузданное веселье не может перекрыть внутренней брезгливости и ненависти Тоно по отношению к брату).

Утром жена подает Тоно свежевыглаженный костюм, и новый господин директор идет в лавку. Лавку держит один-единственный человек. Престарелая еврейка Розалия Лаутманн, уже почти окончательно выжившая из ума. Ей даже невдомек, что идет война, а страна оккупирована. Так что Тоно даже не знает, как ему к ней подступиться и объяснить, что она стала жертвой "ариезации". Тут в лавку заходит местный житель, который знает Тоно с детства.

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

Он отводит Тоно в сторону и предлагает сделку. Дескать, ты, Тоно, хороший парень, поэтому я даже рад, что именно ты стал аеризатором этой лавки. Он объясняет Тоно, что Розалии ничего не втолковать, поэтому пусть все идет своим чередом. Его, Тоно, щас представят как помощника в лавке, а еврейская община каждые две недели будет отстегивать ему бабло — "директорскую" зарплату. Потому что сам магазин уже давным-давно никакой прибыли не приносит, да и полки, как ты сам можешь убедиться, пусты. Словом, и бабке будет хорошо, и ему хорошо.

Тоно медленно начинает соображать, что брат снова его нае*ал — швырнул ему обглоданную кость. Все универмаги и гастрономы даже уже разобраны более ушлыми "арийцами" типа его брата.

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

Он соглашается на сделку. С каждым днем он все ближе сходится с Розалией, играя роль помощника в лавке, и делая вид, что за окном ничего страшного не происходит. Атмосфера как в трагикомическом фильма Иржи Менцеля "Поезда под особым наблюдением", но сама фабула, не правда ли, очень напоминает гораздо более поздний фильм Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна"? Я абсолютно уверен, что Бениньи видел "Магазин на площади" и немало почерпнул оттуда.

Вскоре нацисты, а вместе с ними и авторы картины начинают резко закручивать гайки. Фильм превращается в драму невероятного накала.

"Белых евреев", как презрительно нацисты называют людей типа покровителя Тоно, начинают расстреливать.

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

И вскоре Тоно остается совсем один! Без бабла, с глупой еврейской старухой на руках, ежеминутно рискуя головой.

"За что мне все это?" — вот немой вопрос, который читается в его обезумевших от страха глазах.

Авторы как бы говорят: война ужасна тем, что ставит типично гоголевского "маленького человека" перед нравственным выбором, который по силу решить лишь персонажам шекспировских драм. Война окончательно размазывает и без того невеликое чувство достоинства маленького человека, вторгаясь в повседневную жизнь, которая и так-то достаточно трудна.

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)

Игра актеров в фильме выше всяких похвал. Постановка — выдающаяся. Фильм сделан очень современно, а точнее — вневременно. Бьющая наотмашь реалистичность выделяет "Магазин на площади" из череды картин знаменитой чешской "новой волны" 60-х годов.

Оценка: 9,5 из 10.

Режиссер: Ян Кадар, Эльмар Клос.
Сценарий: Ян Кадар, Эльмар Клос, Ладислав Гросман,
Оператор: Владимир Новотны,
Композитор: Зденек Лишка.

В главных ролях: Йозеф Кронер, Ида Каминска .
В ролях: Хана Сливкова, Мартин Голлый, Адам Матейка.

Интересные факты о фильме:

  • Фильм был целиком снят в маленьком словацком городке Сабинове.

Читайте также на моем канале:

Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)
Кадр из фильма "Магазин на площади" (1965)