Найти в Дзене
Александр Субачев

Основные школы менеджмента: административная школа управления

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы затронем такую школу управления как "административная", она же "классическая" школа управления. Период функционирования школы: 1920 —1950гг. Анри Файоль. Основоположник административной школы управления . Основоположник процессного подхода к управлению организацией. Рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработал принципы построения структуры организации и управления производством. Рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: технической, т. е. осуществлению производственного процесса; коммерчес

Использована иллюстрация с сайта:https://synergy.ru/akademiya/upravlenie/upravlenie_proektami
Использована иллюстрация с сайта:https://synergy.ru/akademiya/upravlenie/upravlenie_proektami

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы затронем такую школу управления как "административная", она же "классическая" школа управления.

Период функционирования школы: 1920 —1950гг.

Анри Файоль. Использована иллюстрация с сайта:https://www.altonivel.com.mx/wp-content/uploads/2022/08/henri-fayol-14-principios-de-la-administracion.jpg
Анри Файоль. Использована иллюстрация с сайта:https://www.altonivel.com.mx/wp-content/uploads/2022/08/henri-fayol-14-principios-de-la-administracion.jpg

Анри Файоль. Основоположник административной школы управления . Основоположник процессного подхода к управлению организацией. Рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработал принципы построения структуры организации и управления производством. Рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности: технической, т. е. осуществлению производственного процесса; коммерческой; финансовой; бухгалтерской; административной; функции защиты жизни, личности и собственности людей. Анри Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента, в которой предложил такие понятия как «функции управления»и «принципы менеджмента» Он выделил пять основных элементов (функций), из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Макс Вебер . Использована иллюстрация с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Max_Weber_1894.jpg
Макс Вебер . Использована иллюстрация с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Max_Weber_1894.jpg

Макс Вебер. Провел анализ деятельности бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая. Бюрократия в организации характеризуется: быстротой принятия решений; оперативностью в решении производственных вопросов; жесткостью связей, что способствует устойчивости бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации. Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия, согласно которой основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности.

Альфред. П. Слоун. Использовано изображение с сайта:https://ru.wikipedia.org/wiki/Слоун,_Альфред#/media/Файл:Alfred_Sloan.jpg
Альфред. П. Слоун. Использовано изображение с сайта:https://ru.wikipedia.org/wiki/Слоун,_Альфред#/media/Файл:Alfred_Sloan.jpg

Алфред П. Слоун. Он подчеркивал важность научного подхода к управлению, при котором осуществляется сбор всей возможной информации по тому или иному вопросу, а план его решения разрабатывается посредством «мозгового штурма». Придавал исключительно важное значение психологии внутрифирменных отношений Слоун придавал исключительно важное значение, видя в умении менеджеров сотрудничать с подчиненными и друг с другом решающее условие успеха. Сформулировал качества, которыми должен обладать менеджер. Является автором одной из основных идей маркетинга, а именно, что рынки можно проектировать и создавать, и что при помощи изменения и усовершенствования новых вариантов одного и того же продукта можно продавать его снова и снова. Он показал также, насколько важной является правильная организация финансовой деятельности компании и предложил комплексную систему управления, предполагающую наличие менеджеров с разным уровнем ответственности, каждый из которых получает указания от вышестоящего управленца.

Линдал Урвик.Использовано изображение с сайта:https://www.peoples.ru/state/statesmen/lyndall_urwick/urwick_1.jpg
Линдал Урвик.Использовано изображение с сайта:https://www.peoples.ru/state/statesmen/lyndall_urwick/urwick_1.jpg

Линдал Урвик. Уделял большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Разработал принципы построения формальной организации. Урвик уделял особое внимание разработке конкретных рекомендаций по управлению, особенно в той части, которая касалась разделения труда. Он выделял три метода создания функциональных подразделений унитарный, субъективный, серийный. Урвику также ставят в заслугу популяризацию принципа «зоны регулирования», ограничивающего количество непосредственных подчиненных каждого управленца не более чем 5-6 людьми. Конкретный предел зависит от уровня руководства - на верхних уровнях это число не должно превышать 3, в то время как на нижних их может быть вдвое больше.

Лютер Гьюлик. Использовано изображение с сайта:https://www.wsj.com/articles/a-glimpse-at-an-organizational-genius-1454896327?tesla=y
Лютер Гьюлик. Использовано изображение с сайта:https://www.wsj.com/articles/a-glimpse-at-an-organizational-genius-1454896327?tesla=y

Лютер Гьюлик. уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами. Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акронимPOSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам «планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование». POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой. Также разработал 4 варианта выделения структурных подразделений внутри организации. Он утверждал, что в зависимости от конкретных условий, службы внутри учреждения могут создаваться в соответствии с: основной целью подразделения; спецификой работы; теми, с кем, или тем, с чем данное подразделение работает; географическим местоположением подразделения. Гьюлик поддерживал требование единоначалия, сформулированное Файолем, и исключал всякую возможность того, что один служащий будет получать распоряжения из двух источников. Он также настаивал на том, что специализированным подразделением может руководить только человек, имеющий профессиональные познания в данной области. Гьюлик подчеркивал, что руководитель может иметь лишь нескольких подчиненных, каждый из которых, в свою очередь, еще нескольких, но это количество ни в каком случае не должно превышать

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. При этом они исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому, человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: - четкое функциональное разделение труда; - передача команд и распоряжений сверху вниз; - единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); - соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

Универсальные принципы управление А. Файоля.

1.Разделение труда.

2.Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности. 3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством.

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах – задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные – меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9.Склярная цепь (иерархия).Склярная цепь – это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). 10.Порядок.Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего все на своем месте».

11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей. 12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. В процветающей компании управленческими персонал является стабильным. 13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14. Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии ("единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях. Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Особенностями классической школы управления являются:

- Рациональное управление предприятием «сверху».

-Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные.

- Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.

- Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности.

-Разработка вопросов общего управления.

- Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности.

- Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства. Однако, любое научное течение, может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным чертам административного подхода к управлению организацией относят:

- Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования;

-Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

- Разработка целостной системы управления организацией;  Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия;

-Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.

К отрицательным чертам административного подхода к управлению организацией относят:

-Невнимание к социальным аспектам управления;

- Невнимание к человеческому фактору на предприятии;

- Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Административная школа управления получила подобное название в связи с тем, что А. Файоль и все его последователи относились к администрации организаций. Однако, очень часто, административную школу управления также называют классической, потому что управление не просто было выделено как отдельный вид деятельности, а – Файоль, классически раскрыл содержание управленческой деятельности. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор, используем в управлении организацией – это: планирование, организация, мотивация, контроль и руководство.

#управление#менеджмент#школа