Или НАКОНЕЧНИК МАКАРОВА.
В конце XIX англичане и американцы постарались на всех своих военных кораблях установить защиту из так называемой ГАРВЕЕВСКОЙ БРОНИ. О ней я как-нибудь напишу отдельно, но, в двух словах, суть в том, что толстые стальные листы подвергались особой термической обработке, в результате которой превращались в непреодолимое препятствие для всех существующих тогда снарядов.
Демонстрируя достижения передовых западных технологий, британцы предлагали воочию убедиться в этом, стреляя по броневым листам из пушек самых разных калибров. И всякий раз наблюдалось одно и то же - самый твердый снаряд не доходил даже до среднего слоя плиты и от удара разбивался на много частей.
В 1893 году англичане предложили нашим военным купить у них партию бронеплит для русского флота. И для демонстрации отобрали лучшие образцы продукции. На полигоне по этим плитам стреляли из тяжелых орудий калибра 229 миллиметров, однако не было зарегистрировано ни одного пробития, зато большинство снарядов разлеталось на куски.
Казалось бы, о чём тут думать, надо брать! И представители Соединённого Королевства уже праздновали победу. Но... Сотрудники Ижорского завода попросили тайм-аут, пообещав через неделю повторить испытания, и если будет тот же результат, согласиться на сделку.
Каково же было удивление и потрясение британцев, когда в положенный срок были проведены очередные стрельбы и внезапно оказалось, что все снаряды исправно прошивают листы брони, причём некоторые при этом даже и не разрушаются.
Теперь уже паузу взяли "с той стороны", попросив время, чтобы привести ещё больше плит ещё лучшего качества. Однако и эту партию постигла та же участь - снаряды пробивали броню на раз.
Секрет оказался прост: адмирал российского флота Степан Осипович Макаров предложил надевать на головную часть снаряда колпачок из мягкой стали. Дело в том, что при ударе о броню металл этого колпачка расплющивается, происходит резкое локальное повышение температуры, броня трескается, а "клякса" работает как смазка, сквозь которую твёрдый снаряд уже входит, как по маслу.
К сожалению для нас, секрет этот не удалось сохранить, он очень скоро стал известен всем остальным, и идею тут же переняли в других странах. Самое обидное, тут же нашлись те, кто прибрал её к рукам. В частности, уже в 1897 году некий Е.M.Johnson запатентовал нечто очень похожее на КОЛПАЧОК МАКАРОВА, и это назвали КОЛПАЧКОМ ДЖОНСОНА.
Разница не особо принципиальна, согласитесь. А эффект всё равно есть, причём в обоих случаях. Стрельбы показали, что пробитие брони заметно возрастает (пусть и не в разы, а лишь на 10-16%, но в условиях боя это тоже очень важно). Единственная проблема - как закрепить этот девайс на поверхности закалённого снаряда. Но её решили созданием на снаряде кольцевых канавок, в которые завальцовывались края мягкого металла колпачка. По крайней мере, Джонсон это так видел. Хотя были и варианты. А позже появились баллистические колпаки, под которыми прятался наконечник из мягкой стали.
МАКАРОВСКИЙ КОЛПАЧОК известен на всех флотах мира. А самого русского адмирала прозвали "победителем брони".
Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848/8 января 1849 - 31 марта/13 апреля 1904) - русский военно-морской деятель, вице-адмирал, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель.
Родился в Николаеве, потом семья переехала на другой конец страны - в Николаевск-на-Амуре, где Степан поступил в морское училище.
По окончании учёбы служил на корвете "Варяг", затем на корвете "Аскольд", на котором перешёл на Балтику через мыл Доброй Надежды.
Затем его произвели в гардемарины и зачислили в Морской кадетский корпус, а после двух лет обучения присвоили чин мичмана.
Плавая на броненосце "Русалка", Макаров начал исследовать теорию непотопляемости корабля. Он предложил разделить пространство корабля на водонепроницаемые отсеки, а также установить магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках.
Кроме того, подал идею использовать специальные пластыри для заделывания пробоин. Дело в том, что раньше эту проблему на флоте решали следующим образом: сначала матросы готовили так называемый пластырь (большой кусок парусины стелили на палубе, смолили его, вязали по углам длинные веревки), после этого «заводили» его на нос корабля, там опускали в воду, потом, держа в руках веревки, расходились по бортам и тащили под под днищем - до пробоины. Затем верёвки привязывали к мачтам и спешили в ближайший порт, на ремонт.
А Макаров предложил использовать два куска парусины с прослойкой из толстого войлока между ними. Эти заготовки делали заранее, закрепляя на деревянных планках, и в случае появления пробоины оперативно закрывали её. Такое приспособление получило название на флоте ПЛАСТЫРЬ МАКАРОВА. Оно используется до сих пор и должно быть в аварийном наборе любого судна.
Потом были заграничные плавания на фрегате "Дмитрий Донской", служба в Кронштадте, кругосветное плавание на шхуне "Тунгуз".
Став капитаном парохода "Великий князь Константин", Макаров превратил его в плавучую базу для минных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов он впервые успешно использовал против турецких кораблей самодвижущиеся мины - раньше так называли торпеды.
Потом был ещё ряд назначений, должностей и кораблей. С началом русско-японской войны Макарова назначили командующим Тихоокеанской эскадрой. Он руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура.
31 марта 1904 года броненосец "Петропавловск", на котором находился Степан Макаров и художник Василий Верещагин, подорвался на японской мине и моментально пошёл ко дну. Тела флотоводца так и не нашли.
Из достижений этого великого человека, помимо МАКАРОВСКОГО КОЛПАЧКА и МАКАРОВСКОГО ПЛАСТЫРЯ, можно назвать
- предложение использовать ледоколы для обеспечения работы Северного морского пути
- создание одного из первых надёжных батометров
- создание теории непотопляемости, ставшей отдельной научной дисциплиной
- предложение делать ставку не на броню, а на скорость и манёвренность
- предложение размещать орудия не в трюмах, на на верхней палубе, открыто
- предложение уйти от больших кораблей и отдать предпочтение небольшим ("чем строить крейсер в 12 000 тонн, лучше послать в океан 4 крейсера по 3 000 тонн").
- разработка русской семафорной азбуки (её на флоте изучают до сих пор).
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!