Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Боевой тазик русского посла

В грозу 1812 года французы ворвались в одно из русских имений в Витебской области. О планах непрошенных гостей не представляло труда догадаться: французы собирались реквизировать, а проще говоря разграбить все сколь нибудь ценное.

Первым в барский дом забежал командир французов, после чего последовала немая сцена: небольшого роста старик-хозяин гордо смотрел на ворвавшегося «лягушатника». Француз как-то сразу стушевался перед его взглядом и опустил саблю. Потом вообще вышел на улицу и рявкнул на своих солдат чтобы те прекратили грабеж. Затем вернулся в дом, принес извинения хозяину за непрошенное вторжение и французы покинули имение, не тронув в нем ничего.

Почему они так поступили?

Да потому что французский командир до того, как оказаться во главе одного из полков Великой армии, служил по дипломатическому ведомству. И некоторое время провел в Константинополе, где вот этот самый пожилой русский, всю свою жизнь прослуживший дипломатом, наставлял его уму-разуму, как вести себя при османском дворе. Звали этого русского дипломата Сергей Лашкарёв.

Вообще, этому полиглоту и одному из самых ловких дипломатов империи, поучаствовавшему во всех крупных дипломатических затеях екатерининского царствования, не раз доводилось попадать в переделки.

Ведь дипломатическая служба на Востоке всегда была опасна и трудна. Но порой эта опасность соседствовала с комедией. У Лашкарёва так получилось во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, когда он был еще молод и только начинал службу русским дипломатом.

-2

Так получилось, что Лашкарёв после начала войны обеспечивал эвакуацию русских купцов из Константинополя. Плюс, по сути, оказался во главе всего посольства, так как его начальника - посла Обрескова турки посадили под замок.

И вот в один из жарких дней Лашкарёв заехал в гости к знакомому купцу, переговорить о делах. Но разговор не заладился, неспешную восточную беседу вскоре пришлось прервать, так как возле дома собралась решительно настроенная толпа, планировавшая разобрать русского дипломата на кусочки.

Дело складывалось как-то совсем плохо, но находчивого Лашкарёва спас банальный медный таз. Он просто наполнил его водой, вышел на балкон и закричал туркам, что если они сейчас не разойдутся, он начнет крестить всех по православному обряду прямо из этого таза. И воды у него на всех хватит, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

И как бы это не забавно звучало, боевой тазик с водой успешно сработал. Православными турки становиться не захотели, поэтому толпа быстро рассосалась.

Кстати, после этого Лашкарёв вовсе не засобирался в путь-дорогу, а как и положено дипломату, служил свою службу, пока турки не отпустили посла Обрескова и начальство в Петербурге не отдало приказ держать путь на Родину. И потом еще не раз возвращался в эти края, так как замечательно умел улаживать дела с турками даже в то время, когда две империи воевали между собой.