Ну или если по современному, то главная ось южной части острова: Корсаков - Южно-Сахалинск - Долинск. Да, местные краеведы наверняка упрекнут меня в некоей небрежности, что не совсем верно отождествлять, например, Корсаковский пост с современным Корсаковым. Ведь на месте современного центра города находился населенный пункт Поро-ан-Томари. И, наверное, скурпулезности ради будут правы. Но в целом ось эта. Кстати, именно население Поро-ан-Томари Чехов переписал первым. У него вообще здесь выдался какой-то пик активности, что в целом понятно, ведь именно здесь и сосредоточено большое количество населенных пунктов. Причем можно предположить, что уже в те годы здесь была пробита дорога, вдоль которой и разместились кучно соответствующие пункты. И если вы сегодня поедете на машине из Корсакова в Южно-Сахалинск, то будете проезжать места с таким же или очень созвучным названием. Общая карта маршрута ниже:
Яндекс показывает, что в наши дни автовокзал Корсакова выглядит вот так:
Я же запомнил его маленьким одноэтажным, больше напоминающим бытовку. А автобус до Южно-Сахалинска - это пыхтящий в гору и летящий под гору ЛАЗ. Думаю, что сейчас там явно что-то корейское на линии, гораздо более мощное и комфортабельное.
Ну а дальше по курсу села с интересными названиями - Первая падь, Вторая падь и Третья падь. Ну что скажешь, с фантазией были явные проблемы ) Названы они так просто по порядку долин рек, впадающих в залив, считая от Корсакова. При этом каждое село имело, что называется, свою специализацию. Например, в Первой пади был кирпичный завод.
Еще через пару километров на север будет Вторая падь. Вокруг там сегодня множество садоводств, а население собственно села лишь около 60 человек.
И, наконец, самое крупное село - Третья падь с населением более 800 чел. Главное, что меня там поразило - это большое количество старых затопленных ржавых кораблей вдоль побережья. Грустное зрелище.
Ну а дальше уже последнее село на берегу залива - Соловьевка. Это место знаменито тем, что в советские годы здесь функционировало мощнейшее зверохозяйство. Разводили черно-бурых лисиц и американских норок. Предприятие входило в десятку крупнейших по соответствующей отрасли. Но как-то разорилось еще в 90-х.
А дальше уже внутренняя часть острова и село Мицулевка, от которого в нескольких километров была Хомутовка. Кто летал в Южно-Сахалинск, тот легко вспомнит, что аэропорт города называется Хомутово. Он сегодня к югу от областного центра. А вот как дань уважения один из районов Южно-Сахалинска так и называется - Владимировка.
Переписал Чехов и жителей сел к северу от Владимировки. Я ездил этой дорогой до Взморья. Главное воспоминание - это рыбацкие артели, во множестве разбросанные вдоль берега, работники которых продавали крабов. Сам же Долинск мне абсолютно ничем не запомнился.
На территории, где сейчас расположен город с населением немногим более 10 тыс. чел., раньше располагалось несколько сел / постов. В том числе как раз пост Найбучи и село Галкино-Враское. В честь посещения Чеховым этих мест, в Долинске был установлен бюст писателя.
В общем, от Корсакова до Долинска немногим более 80 км. В общей сложности писатель пробудет в этих местах 1 месяц и 1 день. 13 октября 1890 года на пароходе "Петербург" Чехов покинет остров. Естественно, что из Корсакова. Ему предстоит длинное возвращение в Москву через Одессу. Но это будет уже совсем другая история. Сахалинская эпопея Чехова закончилась. Как и эта публикация.
Кто был на Сахалине, пожалуйста, не скупитесь на ваши комментарии. И до встречи на обратном пути Чехова.