Найти тему
Авто DN

Китайские грузовики захватывают российский рынок

Что будет дальше

Китайские грузовики захватывают российский рынок
Китайские грузовики захватывают российский рынок

25 июля

За последние три года структура российского рынка легкого коммерческого и грузового транспорта сильно изменилась, и трансформация в сегментах LCV и HCV будет продолжаться. Речь идет не только об изменении марочной структуры в связи с уходом ряда европейских производителей из России, но и с доступностью тех или иных видов транспортных средств и развитием дистрибуции и дилерских сетей в стране.

Так, по данным аналитического агентства "Автостат", в 2021 году почти 70% рынка LCV занимали зарубежные марки, представленные сейчас в России. В 2022 году, по мере ухода ряда зарубежных брендов, доля этих марок превысила 80%. На 10% сократилась доля брендов, покинувших РФ.

Как рассказал "Российской газете" генеральный директор автомобильного холдинга ГК "Автодом" Андрей Ольховский, в этом году тенденция сохранится и к концу года соотношение достигнет 95% к 5% в пользу российских и китайских брендов.

На рынке среднетоннажных грузовых автомобилей ситуация аналогична. В 2021 году 79% рынка принадлежало брендам, которые не ушли из России, однако к концу текущего года они будут занимать уже порядка 96%. Ушедшие компании, распродающие остатки складов или поставляющие технику по параллельному импорту, сохранят за собой лишь оставшиеся 4%.

В сегменте крупнотоннажных грузовых автомобилей 64% рынка в 2021 году принадлежало брендам, которые не ушли из России, прогноз по текущему году - 97%.

При этом, по данным Национального Агентства Промышленной Информации, продажи новых LCV китайских брендов в России за первые 5 месяцев 2023 года выросли в 5 раз, в то время как в целом рынок сократился на 3,4%. За последний год китайские производители легкого коммерческого транспорта нарастили долю рынка до 7,4%.

Несмотря на определенный рост, показатели китайцев в сегменте LCV пока далеки от рынков легковых автомобилей и грузового транспорта, где по итогам первых 4 месяцев текущего года они заняли 40% против 9,6% годом ранее и 54,3% против 11,5% годом ранее соответственно.

Рост продаж в сегменте грузового транспорта объясняется тем, что если до февраля 2022 года доходность российских дилеров от китайских брендов в сегменте HCV была невысокой, то сейчас китайские грузовые автомобили - массовые заменители техники европейских брендов в РФ.

Однако если на европейских грузовиках дилеры зарабатывали за счет маржи 3-7%, бонусов и дополнительного оборудования, то по китайской технике заработок идет пока только за счет наценки, которая может достигать 10%. По словам Андрея Ольховского, это связано с ограничением доступных комплектаций и отсутствием допоборудования для китайской техники.

Принцип работы "продать то, что есть в наличии" приводит к тому, что многие китайские производители, не имевшие ранее представительств и дилерских сетей в России, не всегда рационально подходят к выбору партнеров и дистрибьюторов в РФ, а работают с теми, кто готов закупать большие партии транспортных средств, от 100 ед. техники. Например, компания Sitrak имеет в стране около десяти дистрибьюторов, у каждого из которых до 50 дилеров.

-2

Подобный подход повышает конкуренцию на рынке, снижает маржинальность продавцов и в конечном итоге может привести к затовариванию и резкому снижению спроса. Иная стратегия у компании Shacman, имеющий единственного представителя в РФ, который также является держателем ОТТС (Одобрения типа транспортного средства - свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза ЕАЭС) и лицензированным установщиком ГЛОНАСС.

Возвращаясь к выбору российских партнеров, Андрей Ольховский, отмечает, что сейчас многие дистрибьюторы китайских автопроизводителей в РФ - новые фирмы, зарегистрированные под поставку конкретной партии транспортных средств. Такие дистрибьюторы зачастую не имеют собственных дилерских центров, не говоря об организации дальнейшей гарантийной и сервисной поддержки поставляемой техники. У таких дистрибьюторов, которых правильнее будет называть поставщиками, нет четких планов продаж, рекомендованных розничных цен, системы поддержки и мотивации дилеров.

Китайские производители соглашаются работать с подобными партнерами, поскольку в Китае полноценный дилерский центр с шоу-румом грузовой техники - явление нечастое, а гарантийные обязательства лежат на дилерах.

Еще начале 2022 года китайские заводы не были готовы к тем объемам производства, которые удовлетворили бы потребности россиян в грузовом и коммерческом транспорте. Но уже к концу года они адаптировались и российский рынок стал насыщен пользующейся популярностью китайской техникой. Сейчас ситуация складывается таким образом, что появление большого количества разрозненных поставщиков, стремящихся привезти в Россию и как можно быстрее продать максимально возможное количество китайского транспорта, привело к тому, что на российско-китайской границе скопилось уже достаточно много техники, у которой сложности с получением ЭПТС.

Но проблема еще и в том, что в погоне за прибылью компании везут в РФ модели, не сертифицированные в России. Либо официальный дистрибьютор не хочет выдавать ОТТС на автомобили, приобретенные не через него, а у некой китайской фирмы. При этом конечный покупатель старается приобретать сертифицированную технику с ПТС в наличии. Поэтому крупные компании, по словам Ольховского, идут по другому пути.

Они заключают договора напрямую с китайскими автопроизводителями и получают ОТТС у дистрибьютора. Мелкие поставщики не могут работать по такой схеме, поскольку принципы расчетов с заводом или дистрибьютором подразумевают предоплату. Например, 10% стоимости выплачивается до постановки партии в производство, остальное - на выходе с конвейера. Это высокая финансовая нагрузка даже для крупных холдингов, поэтому неудивительно, что мелкие поставщики ищут возможности брать любую имеющуюся технику под реализацию.