В 2023/24 учебном году шесть университетов России участвуют в пилотном проекте в сфере высшего образования. Для нашей рубрики #новаямодель изменения, происходящие в высшей школе, прокомментировал доктор технических наук, проректор по учебной работе Московского авиационного института Дмитрий Козорез.
— Какие задачи решает трансформация системы высшего образования?
Благодаря участию в пилотном проекте у МАИ появится больше гибкости в реализации образовательных программ, а наши выпускники будут более подготовлены к выполнению сложных инженерных задач, стоящих перед авиационной и ракетно-космической индустрией.
— По какому принципу отбирали университеты для участия в пилоте? И почему вошел именно МАИ в эксперимент?
МАИ отличает глубокая интеграция с индустрией и большой опыт внедрения передовых решений в области образования. МАИ — ведущий университет страны, готовящий кадры для аэрокосмической отрасли, которая сегодня является одним из важнейших драйверов развития экономики. С 2009 года МАИ входит в число национальных исследовательских университетов, что дало право создавать собственные образовательные стандарты. С 2021 года — в первую группу вузов программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а с 2022 года — участник федерального проекта «Передовые инженерные школы».
— В чем заключается принципиальное отличие старых и новых программ?
Пилотный проект будет внедряться в два этапа. На первом изменения коснутся профильной для МАИ группы направлений «Авиационная и ракетно-космическая техника». Первый набор на эти программы со сроком обучения 5,5 лет ведется уже в этом году. Всего на них выделено более 1100 бюджетных мест. Вместе с тем в рамках ПИШ МАИ университет предусмотрел программы базового высшего образования длительностью 4 года, на них доступно 50 бюджетных мест.
Новые программы разрабатывались МАИ в тесном взаимодействии с предприятиями Госкорпораций «Ростех», «Роскосмос» и другими индустриальными партнерами.
При формировании новых подходов были проанализированы текущие и перспективные потребности профильных предприятий. Модель БВО предусматривает гибкие образовательные траектории, что позволит готовить инженеров нового поколения, подкрепляя теоретические знания студентов их активным вовлечением в индустриальные проекты, насыщенными программами практик и стажировок, дополнительными модулями по передовым технологиям.
В новой системе будет трансформировано инженерное ядро на первом и втором курсах БВО. Студенты МАИ начнут раньше осваивать современные IT-технологии, а также участвовать в решении конкретных задач индустрии.
Содержание образования на старших курсах определяется поэтапным выбором и уточнением специализации, гибким учебным планом и синхронизацией обучения с формированием и реализацией профессионально-карьерной траектории студента с участием работодателя. Для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда предусмотрен модуль дисциплин по перспективным технологиям — суперкомпьютерное моделирование, материалы с заданными свойствами – и участие студентов в комплексных проектах индустрии — сервисы на базе малых космических аппаратов, аэротакси, цифровая среда моделирования жизненного цикла и другие.
Важно отметить, что внедрение программ БВО не изменило формат проведения приемной кампании в университете.
Напомним, #новаямодель предусматривает три уровня образования — базовое высшее, специализированное высшее и профессиональное. В пилотном проекте участвуют: ТГУ, БФУ им. И. Канта, МАИ, Университет науки и технологий МИСИС, МПГУ, СПГУ. Ранее представитель ТГУ рассказала об изменениях в обучении юристов.
Мы продолжаем собирать мнения представителей высшей школы о новой модели образования. Ждем ваших мнений в ТГ-бот https://t.me/Newwayofedu_bot
Образование по-другому
Реформа образования: гибче, продуктивнее и ближе к решению реальных задач
25 июля 202325 июл 2023
2
3 мин