Большое число слов в русском языке образуется при помощи суффиксов. Эти суффиксы называются словообразовательными. У каждой части речи свой набор таких суффиксов. Какие-то активно участвуют в образовании новых слов, и мы их часто видим. Какие-то встречаются редко, вызывают трудности при их определении и написании (это непродуктивные суффиксы).
В школе изучаются частотные суффиксы, с помощью которых производится большое число новых слов. Именно эти суффиксы внесены в 11-е задание ЕГЭ и точечно встречаются в 5-ом задании ОГЭ. Вспомним некоторые из них ⤵️
• фасолЕВый - суффикс прилагательного ЕВ (ИВ), зависящий от ударения (под ударением ЕВ);
• подсвечИВАть - суффикс глагола ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА (проверяем 1-ым лицом: я подсвечИВАЮ --> ива);
• пенИСТый - суффикс прилагательного ИСТ (имеет единообразное написание);
• издавнА - суффикс наречия (наречие, образованное от бесприставочного прилагательного при помощи приставки ИЗ, имеет конечный суффикс А---> ИЗ + давн(ий) = издавна;
ИЗ, ДО, С ---> А
В, НА, ЗА ---> О;
• ключИК - суффикс существительного ЕК/ИК (проверяем Р.п. --> выпала гласная из суффикса - пишем Е, не выпала - И; ключИКа --> пишем И (ключИК).
___________________
Если с частотными/продуктивными суффиксами всё достаточно понятно (не скажу, что просто), то непродуктивные (редкие) суффиксы надо уметь узнавать. Кроме того, некоторые суффиксы теперь не выделяются самостоятельной морфемой, а стали частью корня. Но умение их видеть позволяет нам уверенно и грамотно писать трудные слова. Давайте посмотрим на некоторые непродуктивные/редкие суффиксы ⤵️
СтарушЕНЦИя, ленТЯЙ, жиЗНЬ, босИКОМ, принцЕССа, учЁБа, дурЕНЬ, дурАЛЕЙ, беднЯГа, мазНя, бабУСя, ходьБа, кляТВа, плакСа, блокАДа, дочУРКа, глашаТАЙ, пасТУХ, весельЧАК, мерзАВЕЦ, любОВЬ, дорогОВИЗНа, францУЗ, белЁСый, крыЛо, молодЁЖЬ, кустАРНИК...