Сегодня я хочу поднять важный вопрос – реальные результаты ОГЭ по математике. В наши дни я часто натыкаюсь на статьи, где упоминаются печальные статистические данные: в одном районе провал экзамена по математике зафиксирован у 30% девятиклассников, в другом – у 40%, в третьем – у 50% и так далее (хотя я, конечно, немного утрирую, чтобы сделать суть понятной). Видимо, множество обучающихся 9-х классов испытывают трудности с набором минимальных баллов по математике. Да, и базовый уровень не всегда вызывает у них успех. Часто авторы таких статей критикуют образовательную систему, вспоминая "золотые времена" советских экзаменов и уроков, которые, по их мнению, были более качественными.
Мне хотелось бы поделиться с вами своим видением ситуации, основываясь на своем опыте как педагога и репетитора. Важно также услышать ваше мнение и обсудить эту проблему с разных сторон.
Прежде всего, позвольте заметить, что я не выступаю за полное отмену ГИА, ведь он имеет свои достоинства, которые нельзя просто отбросить. Вполне вероятно, что некоторые улучшения и корректировки могли бы сделать систему более эффективной, но в целом, концепция оценивания и контроля знаний является важной и нужной. Возможно, многие из вас скажут: "Мы сами сдавали по билетам, и нам это было интересно и полезно". И я с вами полностью соглашусь, ведь и я сама в свое время сдавала экзамены по такой системе.
Однако, важно отметить, что существующая ГИА предотвращает списывание и улучшает общую объективность процесса.
Система ОГЭ
Если мы рассмотрим задания ОГЭ и базы внимательно, то, действительно, многие из них могут быть решены сравнительно легко учениками 7-го класса. Базовые задания довольно просты (при этом я не упоминаю вторую часть ОГЭ или сложные задания 19-го и 21-го номера базы, которые, безусловно, требуют глубокого понимания). Однако, для того чтобы подготовиться к экзамену и успешно справиться с минимальными требованиями, детям часто требуется помощь репетиторов или дополнительные занятия.
Тренировочная книга по ОГЭ: Математика ОГЭ 2022 40 вариантов Лысенко
Таким образом, приходится признать, что проблема не только в формате экзамена, но и в процессе обучения в школах. В этом контексте возникает несколько ключевых проблем.
Недостаток квалифицированных кадров
Неоспоримо, существует учителя, которых можно назвать истинными "Учителями с большой буквы". Однако, они встречаются довольно редко. Для примера, я сама после уроков, когда уже было свободное время после проверки тетрадей, предлагала своим ученикам приходить и задавать вопросы для лучшего понимания материала абсолютно бесплатно. Ведь ведь я все равно уже нахожусь в школе. Но, к моему удивлению, меня призывали к директору и удивлялись, как так – я не беру деньги? (В то время у меня была совсем маленькая заработная плата). Это был первый сигнал, что не все школы практикуют подобные инициативы, и для меня это было трудно понять.
Конечно, каждая ситуация уникальна, и я не ставлю себя выше других или не придаю значение своему времени. Но я верю, что можно найти решения, которые не обязательно будут связаны с деньгами. Часто возникают ситуации, когда ученик задает вопросы, и ему предлагают индивидуальные занятия, за которые нужно заплатить. Я не говорю, что репетиторство плохо – наоборот, оно может быть очень полезным и эффективным. Но не каждый может себе позволить индивидуальные занятия, и, возможно, просто объяснение учителя в школе было бы достаточно для ученика.
Может быть, я олицетворяю себя с вымирающим видом динозавров-педагогов, которые все еще верят в бесплатное образование и его доступность для всех?
Иногда бывает и обратная ситуация: учитель не предоставляет достаточно интересного материала на уроках, и родители просят дополнительные занятия. Тут можно было бы спросить: почему бы и нет? Однако, уже начинаются вопросы о платности таких занятий, хотя и не каждый учитель способен предоставить интересные занятия в классе.
Вот такой замкнутый круг, с одной стороны, недостаток адекватных и мотивированных педагогических кадров, а с другой – дети, которые, возможно, не всегда стремятся к знаниям и образованию.
Ученики - проблема с обратной стороны
Действительно, в школы приходит далеко не каждый с целью учиться. Многие просто приходят, чтобы потусоваться и пообщаться с друзьями, не задумываясь о серьезности учебного процесса. А вот на оценки и предметы им "пофиг", ведь главное – не испортить рейтинг.
И вот здесь мы сталкиваемся с главной проблемой, которая, по моему мнению, существует в школьной системе – рейтинговая система и запрет на выставление низких оценок. В мои школьные годы, за плохие оценки можно было исключить из школы, и это стимулировало учеников к более ответственному отношению к учебе. Сейчас же такого нет, и учеников "тянут за уши" до последнего, ставя им мягкие тройки, чтобы они оставались в школе. В результате, ученики, не достигнувшие необходимого уровня, получают заниженные оценки, что искажает реальное положение вещей. Такой подход явно не способствует повышению мотивации к учебе и стремлению к знаниям. Если необходимо подтянуть знания, попробуйте обратиться к квалифицированным онлайн-репетиторам, к примеру самые популярные онлайн сервисы Фоксфорд и Умскулл предлагают такую возможность.
Еще одна проблема – отсутствие базовых знаний учеников, которые в свое время пропустили часть материала и теперь отстают. Эта ситуация довольно распространена. Некоторые ученики не смогли освоить материал в начальных классах, пропустили что-то важное или не поняли его. В итоге, когда материал становится более сложным, они окончательно отстают от уровня класса. Когда такой ученик мотивирован на изучение предмета и стремится понять материал, репетитор может с легкостью помочь нагнать упущенное и выровнять знания.
В чем же дело?
Очень часто я сталкивался с учениками, которые обращались за месяц до экзамена, но в их голове был полный "ноль". Они верили, что две недели и они готовы к ОГЭ/ЕГЭ. При этом никаких усилий они прилагать не хотели. Они не могли объяснить, что делали весь учебный год. И, естественно, за две недели им сложно было наверстать всё упущенное. На таких учеников тратилось огромное количество времени и усилий, и, порой, даже дополнительные занятия не помогали.
Справедливости ради стоит отметить, что я встречал и совершенно других учеников. Такие ученики обладали мотивацией и интересом к предмету. Они готовы были учиться и стремились разобраться в материале. Таким ученикам можно было помочь, и за несколько занятий они нагоняли материал и успешно справлялись с экзаменами. Отличное желание учиться – это уже половина успеха!
Еще одним недостатком, который сказывается на качестве образования, является отсутствие доступа к репетиторам у некоторых учеников. Многие семьи не могут позволить себе оплатить дополнительные занятия. Однако современные технологии делают интересные и полезные образовательные материалы доступными всем. Сегодня в Интернете можно найти множество образовательных каналов, видеоуроков, разъяснений и примеров, предоставленных разными репетиторами и педагогами. Благодаря этому, ресурсов для самостоятельного обучения хоть отбавляй.
Итоги
В общем, я вижу проблему со своей колокольни, и это связано с нежеланием некоторых учеников учиться. Ведь им всё равно поставят нужные оценки, несмотря на реальные знания. Возможно, если бы в школах была более мотивирующая рейтинговая система и больше квалифицированных и мотивированных педагогов, ученики были бы более заинтересованы в обучении. При этом, для учеников с пробелами в знаниях, доступность образовательных материалов в сети может стать настоящим спасением и помочь им справиться с трудностями.
Я надеюсь, что обсуждение этой проблемы приведет к поиску интересных и эффективных решений. Интересно узнать ваше мнение – почему, на ваш взгляд, в школах так сложно с математикой и как можно изменить ситуацию к лучшему?
Полезное для учебы: