Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Объединение Ирана и Ирака (24.07.2023)

#геостратегия
При изучении Ирана в рамках геополитики / геостратегии, одним из основных факторов, на который обращают внимание практически все исследователи, является сложный, многонациональный этнический состав. Соотношение двух основных групп: ираноязычных-шиитов (персы) и тюркоязычных-шиитов (азербайджанцы) составляет от 2 к 1, до 3 к 1 в зависимости от источника. В современном мире многонациональный состав практически всегда свидетельствует о рисках и хрупкости государства, создаёт повышенное напряжение.
Нет ничего удивительного, что попытки ослабить, расколоть Иран ведутся через поощрение национального сепаратизма, но ожидаемый внешними силами результат отсутствует. Наднациональная, религиозная идентичность / самосознание на основе шиизма оказывается сильнее.
Ослабление мировых законов и ограничений создаёт для Ирана в ближайшие годы возможность усилиться и развернуть экспансию. Приоритетными являются не только ресурсы, но и земли с высокой смысловой связанностью с ядром (ирано
Территории Шиитского проекта.
Территории Шиитского проекта.

#геостратегия
При изучении Ирана в рамках геополитики / геостратегии, одним из основных факторов, на который обращают внимание практически все исследователи, является сложный, многонациональный этнический состав. Соотношение двух основных групп: ираноязычных-шиитов (персы) и тюркоязычных-шиитов (азербайджанцы) составляет от 2 к 1, до 3 к 1 в зависимости от источника. В современном мире многонациональный состав практически всегда свидетельствует о рисках и хрупкости государства, создаёт повышенное напряжение.

Нет ничего удивительного, что попытки ослабить, расколоть Иран ведутся через поощрение национального сепаратизма, но ожидаемый внешними силами результат отсутствует. Наднациональная, религиозная идентичность / самосознание на основе шиизма оказывается сильнее.

Ослабление мировых законов и ограничений создаёт для Ирана в ближайшие годы возможность усилиться и развернуть экспансию. Приоритетными являются не только ресурсы, но и земли с высокой смысловой связанностью с ядром (ираноязычные шииты), формируя единую идентичность. Выбор прост – близкие по языку иранские народы или шииты. Одновременное развитие по двум направлениям опасно, и полностью укладываясь в логику о попытках бежать за двумя зайцами одновременно.

По итогам Исламской революции 1979 года, приоритет был однозначно определён в пользу религиозной идентичности – шиизма. Перспектива смены и/или расширения за счёт этнической компоненты рискованна и неоднозначна, так как возникнут проблемы с азербайджанцами и арабами. Присоединение пуштун, таджиков и ряда других народов, не компенсирует потерь и разрушения основы текущей государственности. Иран превратится в слабое национальное государство с множеством противоречий. В ближайшие 15-20 лет, будущее Ирана и Шиитского проекта тождественны, попытки строительства национального государства – изощрённая попытка самоубийства и национальной катастрофы.

Шиитский проект не совпадает с границами государства Иран и включает в свой состав разные объединения, игнорируя границы других стран (рис 1.). В частности, шиитская община Ливана почти вся оформлена в виде военно-политической Хизбалла, чья роль в регионе очень значительна (война в Сирии, противостояние с Израилем, инструкторы йеменских шиитов-зейдитов / хуситов Ансар Алла и др.).

В отличии от многообразия суннитов, у шиитов всего два центра духовной мысли (школы): Кум в Иране и Неджеф / Кербела в Ираке, без учета небольших течений и сект. Иракская школа позволяет арабам-шиитам не ощущать себя под властью персов в духовном плане, хотя оба центра похожи на сообщающиеся сосуды. Духовный шиитский лидер Ирака аятолла Али Систани (р. 1930 г.) – этнически иранец, родился в Мешхеде (Иран), но он играет балансирующую роль, понимая, что арабский шиизм не может на психологическом уровне быть «вторичным» по отношению к иранскому. Тем более, что двоюродный брат пророка Мухаммеда – Али, его сын Хусейн и все последующие главные имамы были арабами.

Практически все потенциальные для присоединения шиитские территории являются арабскими (рис. 1): Ирак, монархии персидского залива, Йемен, Сирия, Ливан и т.д. Их интеграция в единое пространство через 15-20 лет приведёт к существенному изменению этно-языкового баланса, усилению доли и влияния арабов-шиитов. Именно этот риск является наиболее серьёзным и существенным в долгосрочной перспективе.

Усиление политического влияния арабов внутри Шиитского проекта, приведёт к попыткам перехвата контроля, для чего будут привлекать ресурсы и договариваться с арабами-суннитами, в рамках племенных связей. Последнее приведёт к ослаблению общешиитской идентичности, усилению общеисламской и постепенному растворению обособленного Шиитского проекта / Ирана в Исламском мире. Господство в Омане ислама ибадитского толка, совсем не мешает единству, ослабление влияния персов, приведёт к снижению напряжения шиитов и суннитов.

Аналогичной опасностью для Шиитского мира / Ирана может стать усиление и/или централизация Арабского мира, появление внутри него единого экономического, религиозного, культурного, военного, технологического и т.д. центра, однозначного и признаваемого всеми лидера. Даже без политического объединения и создания единого государства, страна-лидер (наибольшие шансы у Египта), будет очень серьёзной угрозой существования Шиитского проекта.

И, да, индекс фертильности в Иране снизился до 1,69 (2021 год), что много меньше арабских соседей, Пакистана и Афганистана, знакомые проблемы…

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2883

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей