Найти тему
Борис Новицкий

Южная Сибирь и Алтай – место, где зарождались европейцы, откуда шли эрбины и куда возвращались носители R1a

Интерес к Сибири подогревается тем, что там находят генетические следы людей вполне глубокой древности. Более того, она представляла собой такой источник не просто народов, а родов, который и не снился древним грекам. Так, из Сибири в Америку как минимум 25 тысяч лет назад ушли носители гаплогруппы Q. Эта генеалогическая ветвь образовалась от общего предка P1 также и для ветвей R, R1. К слову, по данным 2021 года гаплогруппа R1 с датировкой примерно 17000 лет назад обнаружена на берегу Енисея у Красноярска (стоянка Афонтова гора). О вероятном образовании в Сибири гаплогрупп R1a и R1b (160 и 131 снип-мутаций, или примерно 23 000 и 19 000 лет назад) информация уже звучала неоднократно. Также ранее уже было известно о гаплогруппах P (датировка 31,6 т. л.н.) в Якутии (ст. Яна 1,2).

Новая же информация, проливающая свет на генеалогическую природу носителей афанасьевской археологической культуры, снова вернула меня к моим давним историко-топонимическим исследованиям. Поэтому коротко о их сути.

Приступая более десяти лет назад к поискам этимологии топонима Колпино [Б.Б. Новицкий. "Колпь. Страна Лебедия". Спб. Нестор-История. 2013 г.], я ставил целью не только показать его не финские корни, но и его истоки из глубокой индоевропейской древности. Этим удивительным словом – колпа/колба – наши древние, еще совсем не славянские предки, на территории Русской равнины, звали лебедя.

Теперь же на примере миграции топонимов с корнем колб-\колп-, которых, как оказалось, на территории России и Центральной Европы почти две сотни, представилась возможность со стороны топонимии добавить некоторые факты в помощь ДНК-генеалогии. Неким образом, и то, и другое научное направление в определенной степени могут подкрепляться получаемыми в них фактами.

Может возникнуть вопрос объединения корней колб- и колп- с разными конечными корневыми согласными. Ведь чередование б-п позволяет образовываться как топонимам колпа, так и колба и многочисленным производным от них. И это относится ко всей территории современной России. Причем, важная деталь! Одна часть – топонимы с основой Колб- – раскинулась строго к востоку от некоей условной черты на карте, другая – Колп- – строго к западу от нее. И этот условный рубеж пересекает с севера на юг все Русскую равнину.

-2

Немного лингвистики.

Так что, чередование или сдвиг согласных б˃п (b→p), d→t, g→k, который происходил в языках образующейся «германской» группы языков, описан 3-м актом лингвистического закона Якова Гримма. То есть, имея в языке обитателей будущего германского мира изначальные, сохранившиеся в русском языке до сих пор неизменными согласные звуки б, д, г, некое пришлое население передвинуло их в сторону п, т, к (брод → ford, два → two, горе → care)

Здесь не будем касаться двух предыдущих актов этого закона, которых лингвисты относят примерно к V-II вв. до н.э., и о которых я писал ранее в своих статьях об английском языке. Впрочем, можно отметить поправки к I акту закону Гримма, которые внес датский лингвист Карл Вернер. То есть речь шла о поправке к нему, связанной с переносом подвижного «догерманского» ударения в слове и его закреплении на первом слоге слова. Что повлияло на превращение в древнеанглийском, например, t непривычных для русского уха звуков, таких, как th [ð]. К слову, у Вернера вместо выделенного мною «догерманское», стояло «общегерманская эпоха». Хотя таким словосочетанием можно определить только эпоху образования вторичных языков относительно славянских, или третичных по отношению к языку общеарийской общности под влиянием некоторого «германского» фактора. Таким третичным языком был, к слову, и английский. В принципе, в нем при знании законов Гримма и Вернера (спасибо этим исследователям!!!) путем лингвистической реконструкции можно обнаруживать большинство изначальных корней языка наших предков пятитысячелетней давности [Б.Б. Новицкий. "Когда Британия не знала английского. Русская версия". М. «Юстицинфо». 2019. ] Одни зовут их праславянами, другие индоевропейцами, третьи ариями. Не противоречит истине и имя русы.

В этом плане интересно, такое удивительное неукоснительное выполнение закона Гримма на примере топонима Колб → Колп именно на территории Восточно-Европейской равнины. При этом важно и то, что первичными в этом сдвиге согласных было произношение "колб".

Как об этом можно судить?

Теперь к топонимике.

Выделение на карте юго-западной Сибири определенного пятна (рис.1), где наиболее скученно представлены гидронимы с корнем колб, естественно не может не вызвать вопроса. Этот регион Алтая, юга Сибири, сам по себе интересен тем, что здесь могли проходить разновременные пути ряда древнейших миграций европеоидов в направлении Европы.

-3

Андроновцы и афанасьевцы

Наиболее значимые из них это образованные носителями двух родов Евразийской древности археологические кульутры – афанасьевская и андроновская. Датировки существования указанных культур не совпадали. Афанасьевская более ранняя, и, видимо, только через 1-2 тысячелетие после нее на том же приблизительно месте появляется андроновская культура. Так или иначе, именно такое совпадение территорий культур некоторые исследователи восприняли, как их преемственность. Хотя, уже некоторые существенные детали могли такую преемственность отмести. Например, положение костяков в захоронениях.

В принципе, археологи могли отметить, и отмечали различие в обрядах захоронения в этих разных культурах, но что это обозначало, стало проясняться только после того, когда определили гаплогруппы в каждой их них.

Для носителей R1b – характерно положение костяков на спине, для R1a – на боку: мужчины на правом, головой на запад, женщины на левом, головой на восток. Такая четкая градация захоронений, обусловленная древнейшими религиозными традициями – это сродни математике.

И поскольку в захоронениях культуры Афанасьево преобладало положение в захоронениях на спине, то и без определения гаплогрупп ДНК-генеалогия предполагала, что там лежали носители гаплогруппы R1b. И наоборот в захоронениях с положением на боку, безусловно, находились носители R1a. И в андроновской культуре такие предположения подтвердились. Носителями ее являлись арии, которые через серию родственных культур – срубную, потаповскую, синташтинскую (R1a-Z645-Z93-Z94-Z2123), прошли в Индию.

С носителями афанасьевской археологической кульутры особая история.

Многие исследователи принимают ее за индоевропейскую, которые якобы донесли свою ИЕ культуру до тохар.

Цитирую Википедию:

«Культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями ямной культуры, ассимилировавшими местное население, что подтверждается и генетическими исследованиями. Сменилась окуневской культурой на Енисее и каракольской культурой на Алтае.

Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э., по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян»

В свете фактической генеалогии – всё сказанное в этом цитировании можно обоснованно подвергнуть сомнению. Тем более, что далее в той же статье Википедии в итоге поправляются, или уточняют, что:

«Последние данные как антропологии, так и генетики, свидетельствуют о том, что Таримские мумии оставили потомки не афанасьевцев, а, вероятно, андроновцев»

Что касается генеалогии таримских мумий, то смотрите мою статью https://dzen.ru/a/ZA2oIgcogS60fqHu

Короче, расставляем всё по полочкам.

Афанасьевская культура по археологическим датировкам существовала 5-4 тысячи лет назад и располагалась в район Алтая и Западной Монголии. По некоторым оценкам афанасьевцы – это сместившиеся далеко на восток носители ямной кульутры Северного Причерноморья. Пока же понятно, что и ямники, и афанасьевцы являются носителями гаплогруппы R1b.

Так или иначе, ответ на вопрос о реальном положении дел с направлением миграции зависит от времени реального существования афанасьевцев, которое по мнению А. Клесова вполне должно быть завышено. Тогда ни о каком движении ямников на восток не может быть и речи.

Вся трудность здесь в том, что и основной субклад R1b-Z2103 и в ямной и афанасьевской культуре один тот же, и расстояние между ними 3200 км. Без уточнения датировок субкладов в культурах остается вопрос - какая из них была исходной?

К слову, последние данные (журнал Nature от 2021г.) показали в афанасьевской культуре наличие гаплогруппы R1b с датировками образцов 5060 - 4625 лет назад, и субкладов Z2103 (9 образцов) и нижестоящий Z2109 (3 образца). [«Геномный взгляд в образование человеческих популяций в Восточной Азии].

Вместе с известной ранее информацией по образцам R1b в Батени и Хакассии, эти результаты подтверждают, что афанасьевцы не могли быть ариями. Также не могли быть наследниками афанасьевцев и племена тагарской культуры, у которых была гаплогрупп R1a.

Что касается андроновской культуры, то с ней много проще. Это западносибирская культура носителей R1a, датируется археологами от 4000 до 3450 лет назад, и прибыла на указанную территорию с запада позже афанасьевцев, когда те предположительно уже ушли на запад.

Путь ариев на восток до территории этой культуры и далее в Индию известен, и отмечен родственными культурами носителей R1a – срубной, потаповской, синташтинской, андроновской, карасукской, тагарской.

Теперь вернемся к топонимике.

Что привело гидронимы с корнем колб на территорию этих конкурирующих культур? Может быть удастся узнать, кто же были их авторами? И этот вопрос не пустой. Хотя, кто-то обязательно скажет – какая разница! Для обывателей, конечно, никакой разницы нет, но для людей науки каждая заковыка требует ответа. Вот и здесь - заковыка. Особенно, в связи с некоторой загадочностью происхождения такого слова, как "колба" в значении «лебедь».

Зачем нам, например, еще и "колба\колбь", если мы и так имеем уже слово «лебедь»? Заковыка в том, что слов лебедь – позднее, скорее, славянское заимствование в русский язык, в котором в изначальном виде имелось слово "колба". Но мы это древнее слово успешно забыли. Так или иначе, в верхнелужицком языке Южной Балтики это слово в виде "колпь" и в значении «лебедь» сохранилось до сих пор. Остается предполагать, что оно составляло лексику еще древнеарийской общности примерно в ареале северной части Восточно-Европейской равнины. По крайней мере, очевидна явная близость с литовским gulbė.

Интересно также и возможное сближение с языками тюркской группы языков. Так, в турецком языке лебедь – Kuğu, в татарском и башкирском – Аҡ-ҡош, в киргизском – ак куу, в азербайджанском qu quşu, в таджикском – қувон. Персидское – قو (Quv). Ну, и вовсе замечательно якутское лебедь – куба!

Здесь можно было бы поразмышлять, что и название острова Куба доталось испанцам от индейцев, тогда еще понимавших смысл этого слова. Тем более, что индейцы все имеют гаплогруппу Q, зародившуюся, скорее всего, в Сибири, и перешли в Америку по беренгову перешейку 25 000 лет назад. Там, еще в Сибири могли так называть лебедя - куба, как сегодня его зовут якуты.

Но пока об этом не будем.

Скорее всего, слово, обозначающее лебедя, очевидно сопровождавшего человека с начала веков, еще в так называемом ностратической фазе языка до его разделения на алтайскую (куда входят тюркские языки) и индоевропейскую (арийскую) ветви имело одно звучание. Затем разошлось по языковым ветвям, сохраняя неизменным начальное «к». И только в якутском еще сохранилось «б».

Таким образом, территория современных Алтая, Минусинской долины, Хакассии 6-4 тысячелетий назад оказалась привлекательной, комфортной и, видимо, легко проходимой для древних европеоидов рода R, а, возможно, многими тысячелетиями раньше и вообще его колыбелью. Недаром первого носителя гаплогруппы R возрастом 24000 лет назад обнаружили на берегу Ангары в 600 километрах от этих территорий.

Что касается искомого древнеарийского топонима колб, то его в андроновскую культуру принесли 4000-3500 лет назад, скорее всего, арии еще до ухода в Индию. Хотя,…

Переход же произношения с колб на колп к западу от условной границы, что наблюдается повсеместно в Германии (Kolpin-see), в Польше (Kolpin)и на западе России (реки Колпь, Колпинка, город Колпино), может быть связан с влиянием некоего пришлого в Европу населения, которым вполне могли быть эрбины. Хотя и более поздние пришельцы из Азии ставшие предками реальных германцев, скорее всего, стали творцами сдвига согласных в общегерманской группе языков. Так или иначе, этот сдвиг затронул и формирующиеся языки славянской группы, «сидевших» на Дунае словен, и, в конце концов, двинувшихся на северо-запад Русской равнины, где и встретили родственных им русов. Такое «воссоединение» не могло не оказать взаимного влияния на общий язык их общения.

Впрочем, вопросы в любом случае остаются.

Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, и ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий