Найти тему
Первым делом самолёты

Взгляд на будущее пассажирских авиалайнеров

Проект регионального самолета "Регион-интеграл" разрабатывается НИЦ "Институт имени Жуковского" с использованием гибридной силовой установки. Это инновационный подход, позволяющий сократить расход топлива и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Самолет оснащен ламинарным крылом, что повышает аэродинамические характеристики и уменьшает сопротивление воздуха.

Внутри имеется пассажирский салон на 40 кресел, который может быть легко конвертирован в грузовую версию. Применение обдува крыла и его механизации от шести импеллерных двигателей с питанием от водородных топливных элементов даёт хороший прирост подъёмной силы, что делает данный самолет универсальным и привлекательным для различных задач и рынков.

Скорость на крейсерском режиме - 700 км/час дальность полёта при этом - 2500 км, а максимальный взлётный вес составит 15 тонн.
Создание летного демонстратора технологий самолета "Регион-интеграл" планируется к 2026 году. Одной из технических особенностей данного самолета является гибридная силовая установка, включающая турбовальный двигатель ВК-2500 и распределенную электрическую силовую установку на водородных топливных элементах.

Схема регионального лайнера будущего десятилетия
Схема регионального лайнера будущего десятилетия

Однако, в ГСУ демонстратора планируется замена двигателя ВК-2500 на газотурбинный турбовальный двигатель ТВ2-117, при этом крейсерская скорость будет ниже на 100 км/час, чем с двигателем ВК-2500.

Ещё ранее гендиректор НИЦ "Институт имени Жуковского" объявил о создании нового широкофюзеляжного самолета под названием "Магистраль-интеграл". Главной особенностью этого самолета будут его большие внутренние объемы, предназначенные для пассажиров и грузов. Разработка лётного демонстратора технологий запланирована на 2027 год.

По планам, на самолет будут установлены двигатели ПД-24, что позволит ему развивать крейсерскую скорость до 870 км/ч и преодолевать расстояния более 10 тыс. км. "Магистраль-интеграл" также сможет перевозить до 260 пассажиров. Ранее в своих интервью вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров упоминал о создании широкофюзеляжного самолета с двигателями, расположенными над крылом, а не под ним.

Концептуальный самолет М-60, созданный ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева, имел оригинальную аэродинамическую схему с овальным фюзеляжем и интегральным крылом. В данной схеме два турбореактивных двигателя размещались в хвостовой части самолета.

Дальнемагистральный самолёт недалёкого будущего
Дальнемагистральный самолёт недалёкого будущего

В августе 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ объявило тендер на проведение научно-исследовательской работы, цель которой заключается в изучении эффективности нетрадиционных аэродинамических схем магистральных самолетов с использованием новых технологий и альтернативных видов топлива.

Общий бюджет на проведение данных исследований составляет свыше 2,5 миллиардов рублей. Данный план исследования направлен на оценку эффективности интегральных аэродинамических компоновок для магистральных самолетов.

В ходе исследования будет рассмотрено возможное увеличение числа пассажиров, размещение большего количества топлива и электрического оборудования с применением электрических технологий.


Такие интегральные компоновки для транспортных самолетов до настоящего времени не были разработаны ни в России, ни за рубежом. Однако, применение новых композитных конструкций планера может позволить реализовать преимущества данных инновационных компоновок.

Для проведения исследования будет необходимо произвести анализ существующих конструкций самолетов, их эффективности и надежности. Также будет рассмотрено применение электрических систем движения и их возможные ограничения.

Основными целями исследования являются определение потенциала интегральных аэродинамических компоновок для магистральных самолетов, оценка их преимуществ и недостатков, а также выработка рекомендаций по внедрению данных компоновок в практику магистральных авиаперевозок.

В результате исследования ожидается получить конкретные рекомендации по возможности применения интегральных аэродинамических компоновок в магистральной авиации, а также определение перспектив развития данного направления в России и за рубежом.