Владение любым недвижимым имуществом: домом, квартирой, земельным участком, машино-местом, гаражом и другими объектами, прочно связанными с землей, — предполагает регистрацию права собственности на такой объект, чтобы иметь возможность им распоряжаться: сдавать в аренду, продавать, дарить и т. д. Для этого недвижимость подлежит государственному кадастровому учету. Процедура учета заключается во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) различных характеристик недвижимого имущества (местоположения, площади, назначения и других), а также в присвоении ему уникального кадастрового номера. В этот момент наступает государственное признание возникновения, изменения, перехода и прекращения прав на объект недвижимости, ограничений прав и обременений имущества.
Согласно Земельному кодексу РФ, государственный кадастровый учет земельных участков регламентирован Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
Виды процедур учета земельного участка
Кадастровый учет нужен для осуществления:
- постановки на учет вновь образованных земельных участков в ходе раздела или выдела из других участков;
- снятия с учета;
- учета изменений из-за уточнения границ или площади земельного участка.
После оформления права собственности заявитель получает документальное подтверждение такого права; возможность распоряжаться недвижимостью; право возводить строения и проводить коммуникации, а также фиксирует границы участков во избежание споров с соседями.
Как поставить земельный участок на кадастровый учет
Ниже рассмотрим основные нюансы, способы подачи и список основных документов для осуществления процедуры госучета и оформления прав на участок.
Существует несколько способов подачи документов:
- через личный кабинет на сайте Росреестра;
- через Госуслуги;
- в многофункциональном центре (МФЦ);
- в офисах Роскадастра;
- отправление документов почтой в офис Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости;
- при заказе услуги выездного обслуживания (для некоторых категорий граждан).
Список необходимых документов для кадастрового учета и регистрации прав:
- заявление установленного образца;
- документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя;
- документы, которые служат основанием возникновения права на земельный участок и основанием для осуществления кадастрового учета: договор в отношении участка (например, договор купли-продажи), решение суда, акты органов власти и другие. Эти правоустанавливающие документы также нужны для получения разрешения на строительство;
- план межевания земельного участка, который подготавливает кадастровый инженер. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В нем указываются сведения об образуемом участке; сведения об образуемой (уточненной) части участка; новые сведения об участке, которые необходимы для их внесения в ЕГРН; сведения об измененных участках. Обычно план разрабатывают в электронном виде, в каком он и представляется для госучета. Бумажный вид оформляется по соглашению сторон;
- квитанция об уплате госпошлины за регистрацию прав. За постановку на кадастровый учет госпошлина не предусмотрена. Но закон чаще всего обязует одновременно осуществлять кадастровый учет и регистрацию прав. Физические лица платят 2 000 рублей, а юридические — 22 000 рублей. Вне зависимости от категории заявителя за оформление права собственности на образованный земельный участок пошлина в размере 350 рублей устанавливается для земельных участков из земель сельхозназначения. Но есть и исключения. Например, не уплачивается госпошлина за регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, входящими в государственную или муниципальную собственность.
Список документов может быть шире с учетом особенностей объекта.
Результат подачи документов
После подачи документов в Росреестр госрегистратор выдает расписку о получении пакета документов и указывает дату постановки на кадастровый учет. Итогом постановки объекта недвижимости на учет является выписка из ЕГРН — подтверждение внесения сведений в реестр. Документ представляют в бумажном или электронном виде.
Для проверки постановки на госучет недвижимого имущества, например, перед его покупкой, можно воспользоваться одним из вариантов:
- обратиться к сервису «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online», где бесплатно можно получить описание объекта, его адрес, информацию о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав и ограничений (обременений) прав на объект недвижимости;
- обратиться в офис Роскадастра;
- обратиться в МФЦ.
Внесение в ЕГРН информации о существовании или прекращении существования того или иного объекта недвижимости с определенными свойствами и есть кадастровый учет. Выполнить кадастровые работы на землях лесного фонда и на землях иных категорий, а также внести в госреестр недвижимости сведения о недвижимом имуществе и правах на него поможет Рослесинфорг и специалисты с аттестатами кадастрового инженера.
👇 Подписывайтесь на наш канал и тогда вы будете в курсе последних эконовостей в России и мире.
👍 Ставьте лайки и делитесь публикацией с друзьями.
❓ Оставляйте свои вопросы в комментариях, с удовольствием на них ответим!