Найти в Дзене
Изян

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Курт Воннегут.

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Курт Воннегут.
Это роман про то, что можно сказать, если нет слов выразить. Знаете, что меня больше всего поразило в романе? Удивлю, но послесловие российского комментатора.
Я не поленился, залез в Вики и прочитал про Андрея Аствацатурова – автора этого послесловия. Доцент, доктор, лауреат, папа филолог, дедушка еще более известный филолог. Ему было 31 год, когда он написал послесловие.
Ясные, четкие, холодные формулировки – все то, чего совершенно не было в романе Воннегута. Сильный контраст. Курт Воннегут роман закончил только в 1969 – через двадцать с лишним лет после окончания войны, когда ему уже было под 50, а комментатор в 30 лучше автора все расписал про западные ценности, про неумение сдерживать агрессию и разжигание войны, досталось даже российской интеллигенции. И, может быть, в другой ситуации я бы пропустил этот текст, но сразу после прочтения романа уж слишком резко ударило на контрасте.
Мой процесс чтения устроен так, что с первых строк я ищу аналоги произведения – мне помогает это встроить произведение в мою картину Мира. И один аналог я нашел почти сразу – это Уловка-22 Хеллера – просто собрат по абсурдности, сарказму (если можно так о войне), иносказательности, и я надеюсь, скоро попробую выразить свои мысли про Уловку.
А вот другой аналог я нашел уже после прочтения. Бойню номер пять называют молчанием абсурда. После прочтения мне вдруг вспомнился мой дед – ветеран фронтовик. И многие другие ветераны. Много ли они говорили о войне? НЕТ! Мой дед или молчал, или плакал (если выпивал), закрыв голову руками. А если я и пытался вырвать у него что-то, то это было про других и всегда какой-то ... не героизм, а просится абсурд (хотя слово все же неподходящее, и подобрать не могу ничего подходящего). Какие-то почти смешные, не военные истории. Ровно то, что есть в романе Курта Воннегута. И вот этот интернациональный абсурд ветеранов - немцев, американцев, русских - дает надежду.
Помните у Ремарка в «На западном фронте...» у умирающего товарища его друг хотел забрать его ботинки (или сапоги?), когда тот лежал в больнице, но друг понимал, что тот уже обречен. И это не было аморальным. В 44-м году через много лет после Ремарка, уже советский солдат напишет:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.

Отслеживайте нас в телеграм канале книг