ОТСУТСТВИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ И ЗАМЕЩАЮЩИЕ СИМВОЛЫ.
Если внимание родителей приковано к деньгам, забывая при этом о существовании ребёнка и удовлетворении его базовых потребностей (физических и эмоциональных) значит ли это, что ребёнок будет расти в ограниченных условиях, ощущать неполноценность и замещать её различными символами замещающими этот самый дефицит? То есть тем, что с этими родителями связано - например, деньгами.
Приведу пример, где отношения между деньгами, нашим клиентом и покупателем его услуг выстраиваются по принципу - мама, папа, ребёнок( бывают и другие варианты семейной системы, которые отыгрывает клиент через деньги).
Когда наш клиент жалуется на то, что его услуги популярны, но именно у него не востребованы или есть какие-то другие сложности в этой сфере, то мы просим рассказать об этом и вспомнить где такое с ним уже бывало или на что это похоже.
Предполагалось, что это история о каком-то болезненном прошлом опыте, который необходимо отсоединить от настоящей взрослой жизни нашего клиента и увидеть в настоящем не ту боль, которая им не прожита, а те ошибочные действия, которые не дают получить ему то, что он хочет. Что в психотерапевтическом кабинете и произошло через воспоминания нашего клиента о неприятных событиях его семьи, когда в ней были деньги. В семье возникали жуткие скандалы между родителями и их видением куда эти деньги необходимо вложить. Ребёнок был зрителем этих жутких историй и естественно деньги вызывали ассоциацию не чего-то хорошего, желаемого или нейтрального, а ужаса которого следует обходить стороной. Что он и делал в своей взрослой жизни стараясь избавиться от денег как можно скорее, когда они у него были или когда их не было, но были предложения отказывался от выгодных предложений, оправдывая их различными объяснениями.
После осознания этого наш клиент прояснил для себя многое и начал делать попытки коррекции своих рабочих ошибок. На этом исследование его семейной истории в терапии не закончилось, а только начал пробуждаться интерес и не только к исследованию финансовой сферы, но и самому себе.
Я думаю, что вы догадались, что в силу этого - внимание, в котором наш клиент испытывал дефицит изначально, было восполнено его собственным вниманием к самому себе.
Подобные истории встречаются на практике и про болезнь. Если внимание родителя приковано к симптому или болезни ребёнка, своей собственной или к болезни какого-то другого человека и ребёнок это наблюдает, захочется ли этому ребёнку болеть и привлечь внимание родителя?
Или если внимание родителя приковано к избыточному весу, захочется ли быть такому ребёнку или уже выросшему взрослому быть в форме, если это не привлекает так как к примеру избыточный вес внимание нужного окружения?
Ну, а если ничто не привлекает внимание родителя со стороны ребёнка даже немного, то ничего не остаётся как смириться с безнадёжностью своих проявлений и вообще может не жить, исчезнуть, никак не проявлять себя, зеркалить других людей, "спрятаться под шапкой невидимкой" или как часто это можно наблюдать - стать функциональным аппаратом по удовлетворению потребностей и желаний других, или стать как свой родитель и отказаться от своей идентификации?
Такие клиенты тоже встречаются и их личная терапия занимает больше времени, внимания и терпения.
Что отличает взрослого от ребенка так это его автономия и возможность выбора. И если на секундочку детскую беспомощность и боль, которую ему приходится носить с собой, отставить позади в прошлом, то выбор взрослого человека для получения желаемого - в данном примере статьи - внимания, становится не таким уж и недоступным.
Приглашаю вас на свой Телеграмм канал, где делюсь не только новыми статьями, но и личными наблюдениями сопряжёнными с самопознанием, самоанализом и другими открытиями.
Автор: Шейхалиева Наталья Владимировна
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru