Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.53): АЛЛЕГОРИЯ О ДВУХ СЁСТРАХ - 3: СУД БОЖИЙ

В стихах 22-35 повторяется многое из того, о чем говорилось ранее. Однако начиная со стиха 36, Бог сводит двух сестёр вместе — как будто они вместе предстают перед судом, чтобы услышать обвинение в свой адрес и последующее наказание. (Как совершённые преступления, так и наказание одинаковы для обеих).

“И сказал мне Господь: «Сын человеческий! Хочешь ли судить Оголу и Оголиву? Выскажи им мерзости их, ибо они прелюбодействовали и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им. Ещё вот что они делали Мне: оскверняли святилище Моё в тот же день и нарушали субботы Мои, потому что, когда они закалывали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Моё, чтобы осквернять его. Вот как поступали они в доме Моём! Кроме этого посылали за людьми, приходившими издалека; к ним отправляли послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами; и садились на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой. И раздавался голос народа, ликовавшего у неё, и к людям из толпы народной вводимы были пьяницы из пустыни; и они возлагали на руки их браслеты и на головы их красивые венки. Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе: 'Теперь кончатся блудодеяния её вместе с нею'. Но приходили к ней; как приходят к жене-блуднице, так приходили к Оголе и Оголиве, к распутным жёнам. Но мужи праведные будут судить их; они будут судить их судом прелюбодейц и судом проливающих кровь, потому что они прелюбодейки и у них кровь на руках». Ибо так сказал Господь Бог: «Созвать на них собрание и предать их озлоблению и грабежу. И собрание побьёт их камнями, и изрубит их мечами своими, и убьёт сыновей их и дочерей их, и дома их сожжёт огнём. Так положу конец распутству на этой земле, и все женщины примут урок и не будут делать срамных дел подобно вам; и возложат на вас ваше распутство, и понесёте наказание за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Господь Бог»” (Иез. 23:36-49).

Стих 36. Бог снова просит Иезекииля судить (см. 20:4; 22:2). “Судить” — значит рассмотреть представленные свидетельства, а затем высказать публично оценку этих свидетельств. После тщательного изучения действия сестёр названы мерзостями.

Стихи 37-39. Как будто в зале суда, Бог подробно останавливается на религиозных грехах двух сестёр (народов):

1. “Они прелюбодействовали”, то есть поклонялись идолам (ст. 37). Частью этого идолопоклонства было проливание крови, крови их детей, которых они приносили в жертву.

2. “Они... оскверняли святилище Моё” (ст. 38). Божий храм был осквернён открытым пренебрежением Его законами. Люди входили в него с кровью принесённых в жертву детей на руках. Северное царство тоже обвинялось в осквернении иерусалимского святилища: возможно, имелись в виду те времена, когда — даже после разделения царства — люди с севера продолжали приносить в Иерусалим свои языческие обычаи (см. Иер. 7:9-11).

3. “Они... нарушали субботы Мои” (ст. 38). Они нарушали Божьи субботы, когда приносили детей в жертву своим идолам в субботние дни.

Стихи 40, 41. Стих 40 начинается со слов “кроме этого”. Разве перечисленных ранее трёх грехов было недостаточно для признания подсудимых виновными? Достаточно, но, как в настоящем суде, надо было представить все свидетельства. Бог использует образ блудницы, которая готовится к встрече с любовником: (1) она “сурьмила [подвела; Современный Перевод] глаза”, используя косметику (ст. 40); (2) она “украшалась нарядами” (ст. 40) — надевала украшения: браслеты, кольца и венки; (3) она “садилась на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол” (ст. 41). Она не только готовилась сама, но также приводила в порядок дом: убирала его и затем использовала Божьи “благовонные курения и елей”, чтобы она сама и воздух вокруг неё благоухали. На “ложе” она развлекала своих гостей.

Стих 42. Здесь употребляется только местоимение единственного числа, ограничивающее Божьи комментарии Иудеей. В своём блудодеянии она дошла до того, что принимала “пьяниц и людей из толпы народной” (имеются в виду презренные типы, ведущие подлый образ жизни). Библия пишет, что Иудея установила отношения с другими странами — Аравией, Моавом, Эдомом и Савией (на юге Аравии). В качестве оплаты за её блудодеяния эти “любовники” дарили Иудее браслеты и венки.

Стихи 43, 44. Иудея изображается блудницей, которая так долго продавала себя, что стала “одряхлевшей в прелюбодействе” (ст. 43). Захочет ли её кто-нибудь теперь, когда она стала старой и измождённой? Но даже в таком состоянии она умудрялась находить поклонников (то есть мужчин [народы], жаждущих вступить в связь с кем угодно).

Стих 45. “Но мужи праведные будут судить их”. Речь идёт не о поклонниках из предыдущего стиха, хотя эти народы, в конце концов, будут использованы для наказания Иудеи. Это такие мужи, как Иезекииль и Иеремия, которых Бог просил судить (см. ст. 36). Будучи праведниками, они смогут вынести справедливый вердикт. И вердикт выносится в стихе 45: “они прелюбодейки”, проливающие кровь, и свидетельством тому является кровь у них на руках!

Стихи 46, 47. Вызывая в памяти образы ветхозаветной жизни, когда виновных окружали собиравшиеся побить их камнями, Бог повелевает созвать на них собрание (ст. 46). Совершив правосудие, они предадут их озлоблению и грабежу. В наказание их побьют камнями, изрубят мечами и сожгут их дома. Эти три действия совершенным образом описывают осаждённый город (ст. 47). Из катапульт в город полетят камни — иногда обёрнутые воспламеняющимся материалами. Ворвавшись в город, воины пустят в ход мечи, убивая всех, включая “сыновей их и дочерей их”. А затем воины сожгут огнём дома в завоёванном городе.

Стих 48. Ранее, в стихе 27, Бог говорил, что положит конец этим греховным действиям. Теперь Его суд (с помощью захватнических армий) положит конец распутству Иудеи. Её судьба служит наглядным уроком всем женщинам, уча их не идти её греховным путём. Бог не смягчит наказание. Иудея занималась “распутством” и потому за такое поведение должна получить полный приговор.

Стих 49. Повторяющаяся фраза “и узнаете, что Я Господь Бог” служит впечатляющим окончанием четвёртого раздела главы. Почему Израиль не познал своего Бога? Почему Богу пришлось применять такие радикальные меры, чтобы они познали Его? Спасение живущих под новым заветом тоже основано на знании Бога (Ин. 17:3). Иисус — Логос, Слово — открыл нам Отца (Ин. 1:14-18).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД