Начну с небольшого спойлера.
Корни того, что тревожит нас сегодня, искать нужно совсем не сегодня, а, как правило, в далеком прошлом. Связь с болезненным опытом как бы изымается из нашего восприятия и потому становится для нас неочевидной.
Так, действительные корни наших проблем оказываются, обычно, глубоко запрятаны и потому недоступными для осознания. В этом заключается бережная забота психики о нас и нашем равновесии.
Часто это может прятаться за тем, о чем нам неприятно говорить. Обнаружить пропажу можно не буквально, а например, на символическом уровне. Как бы смотря одним глазом, подглядывая, не вмешиваясь, давая просто своим переживаниям быть.
А теперь для более подробного исследования этих механизмов мы перенесемся в конец 19 века, в Вену.
Зигмунд Фрейд, ведущий свою частную практику, как начинающий врач, начинает работу по лечению и исследованию истерических симптомов со своим, к тому времени уже снискавшим успех в этой области, другом и коллегой Йозефом Брейером. Истерия тогда была довольно частым "заболеванием" среди женщин, и ее исследователи задавались вопросом, какая у него природа - психическая или телесная?
На исследование истерии ушел не один год. Но открытия, сделанные ими тогда, внесли важный вклад развитие психотерапевтической помощи.
З. Фрейд пришел к выводам, что появлению симптомов истерии предшествует некоторое происшествие, произошедшее, зачастую, много лет назад.
Чаще всего пациенткам было трудно определить, что это было за происшествие. О связи событий давних дней со своим сегодняшним самочувствием пациентки действительно (до поры до времени) не догадывались, потому как не могли проследить причинно-следственной связи. А переживания, связанные с теми событиями, было, как правило, неприятно обсуждать.
И болезненные воспоминания оказывались слишком потаенными.
Прояснить их можно было лишь на символическом уровне. В те времена на помощь приходил гипноз.
На смену гипнозу З. Фрейд стал использовать беседу. Не просто беседу, а ту, в которой пациентка могла свободно говорить о своем опыте (и, конечно, надо было еще постараться поспособствовать этому; потому и используются определенные правила проведения психотерапевтических встреч, отличающие такие беседы от повседневных).
Мне очень понравился пример, когда З. Фрейд в работе с пациенткой, старался ей помочь и потому задавал ей много вопросов, пытаясь понять причины ее страданий, на что она ему, в итоге, выпалила: "Дайте же мне просто рассказать!!".
И вот, когда связь текущих симптомов с болезненными воспоминаниями прошлого удавалось отыскать, стало ясно, что они исчезали после того, как пациенткам удавалось вернуться в своей памяти к болезненным воспоминаниям, понять их смысл и значение лично для себя, и, таким образом, заново их пережить, проживая теперь уже свободно связанные с теми событиями чувства и подробно описывая их словами, как если бы это происходило с ними сейчас.
Воспоминания же, лишенные чувств, по большому счету, оказывались бесполезны. И потому стало ясно, что просто пересказывать события прошлого, без воскрешения своих чувств, не имеет смысла.
Именно переживаниям, а не событиям прошлого, нужно обрести словесную форму.
Эти открытия я нахожу ценными и сегодня. Для меня на этом и строится психологическая помощь: помощь в том, чтобы проследить, с чем в опыте клиента, в том числе, в раннем детстве, связаны его текущие болезненные переживания и проблемы.
Помощь с тем, чтобы в безопасной обстановке воскресить и прожить события, которые хоть уже давно и прошли, но своей актуальности лично для человека не утратили. Дать им место, слово, быть услышанными.
Соединить свою боль с голосом.
Получается, душевные страдания нам приносят не сами события прошлых дней, а воспоминания о них, которые повторяются снова и снова и не дают нам о них забыть.
И потому задача здесь стоит соединить свою реальность не с иллюзией, хоть и приятной, а с тем, что когда-то причинило нам боль... И воскресить это, как бы нам не хотелось обратного.
На этом пока поставлю паузу. До новой встречи!
Кристина и канал "Детская травма - помощь психолога"💛