Найти в Дзене
Богдуша

Смертынька

Оглавление

Каждый нормальный человек на земле сто раз хотел умереть – от обиды, его захлестнувшей. Но в миллион раз чаще он хотел жить – от радости, его переполнявшей.

Разлука с любимыми

...Мальчику было шесть лет. Он сидел на постели, пропитанной кровью, потом, блевотиной, испражнениями и жидким содержимым огромных гнойных нарывов, покрывавших тело его любимого отца, умиравшего от бубонной чумы. С другой стороны в корчах от той же заразы мучился и доживал последние минуты его драгоценный дедушка. Они гнали ребёнка прочь, но он не мог уйти, ведь он так их обоих любил! И они умерли на его глазах одновременно. Малыш вырос и стал великим художником-новатором Караваджо, написавшим множество картин умиравших святых и мучеников.

Фреска Караваджо, посвящённая гибели Святого Франциска
Фреска Караваджо, посвящённая гибели Святого Франциска

Существует только одно авторитетное свидетельство того, как происходит выход души из тела. Некий восточный гуру открыл своим ученикам, что в такой момент снизу вверх по позвоночнику движется словно бы стальной гребень и зубьями сдёргивает тонкое тело с грубоматериального. Это отчасти болезненно, но больше неприятно. Тело и душа сопротивляются. Ведь даже сто лет – мало для человека, которому при сотворении мира предрекалось жить тысячу годов.

Смерть уникальна, как отпечатки пальцев – ни одна не повторяет другую. Почти все люди наблюдали её в реальном режиме, потому что у них на глазах кто-нибудь да умирал – старенькие или неизлечимо больные бабушки и деды, матушки, бати, родственники, друзья, пациенты, опекаемые или кто-то совершенно случайный. А уж виртуально и в видеоряде – так и говорить нечего! Смерть сплошь и рядом, уже все объелись ею, из ушей вылезает!

Отношение к ней тоже у всех разное. Святые её не боятся. Они знают день, час и минуту своего ухода. Заранее заготавливают сосновый, смолой пахнущий гроб, ложатся в него, просят прощения у тех, кто рядом, осеняют себя крестом, закрывают глаза и отдают душу Богу. Это для них даже и не смерть вовсе, а легчайший переход из одного измерения в другое. С собой ничего не уносят, кроме накопленных духовных богатств, отчего душа их сияет и переливается всеми цветами небесной радуги.

Кадр из фильма "Остров".
Кадр из фильма "Остров".

Маленькие дети, ещё не успевшие припутать себя к жизни корабельными канатами привязанностей, и воины, защищающие родную землю, уходят, как святые, – прямо в объятия ангелов. Детки и подростки смерти не страшатся, так как у них грань между этим и тем мирами очень тонкая.

-3

Все остальные её боятся. И больше всех она пугает отяготивших себя преступлениями и пороками. И сколько бы престарелые типы c миллиардными банковским счетами ни меняли себе изношенные органы на извлечённые из молодых, их час икс всё равно пробьёт. За деталями лучше обратиться к «Божественной комедии» Данте, описавшему круги ада, по которым духовидца Алигьери водил Вергилий.

Из многочисленных и разнообразных свидетельств известно, что людей пугает не столько сам переход в небытие, сколько разлука навсегда с любимыми людьми. Но ещё сильнее страшит – боль. Да, люди боятся мучений, физических и нравственных. Полной заброшенности, отрезанности от мира. Обездвиженности. Стыдных физиологических моментов.

Дурной сон?

Вот об обречённых, которые пока рядом, на расстоянии вытянутой руки, ещё дышат, и хотелось бы сегодня поговорить. О тех, у кого «смертынька в головах стоит», как назвал этот состояние Шолохов в «Донских рассказах».

...Родной человек ещё недавно поражал бьющим через край жизнелюбием, всюду успевал, сыпал прибаутками, ждал домочадцев с любимым ими блюдом, готов был до утра выслушивать их жалобы на несовершенство мира. Он отпахал сорок лет на благо общества за копеечную зарплату. У него ладони шершавые, как наждак, но такие тёплые! И вдруг не на шутку разболелся. А потом стал быстро чахнуть и угасать. Надорвался, изработался, истратился. Лежит, разбитый параличом.

Больницы, обследования, консилиумы, операции, реабилитации – всё позади. Ничего не помогло. Вердикт произнесён: ждите скорого летального исхода.

-4

Психологическое состояние человека в терминальной стадии болезни передать очень трудно. В глаза его смотреть невозможно – там такая чёрная ночь отчаяния! И надежда, что всё это неправда, что это лишь дурной сон...

Но и тем, кто отныне будет ухаживать за немощным, можно только посочувствовать! Задача перед ними стоит – понять, что всё уже произошло, что ничего не исправить, взять себя в руки и научиться правильно с несчастным дорогим человеком себя вести.

Главное, не позориться перед находящимся на пороге вечности умирающим фальшивой суетой и трескотнёй дежурных фраз. Надо враз стать мудрым! И получить хотя бы горсточку специальных знаний об отношениях с терминально больным человеком.

Только не бодрячество!

По мнению медиков-суггестологов, умирающие перед кончиной проходят несколько стадий.

Растерянность

Человек сам догадался или кто-то подсказал, что ему скоро конец. Защитный механизм психики выставляет первую линию обороны – отрицание. «Этот кошмар мне только приснился». Таким образом шоковое состояние смягчается, амортизируется. На этом отрезке работать с больным практически невозможно. Тут важно не начать ему поддакивать, обнадёживать. Иначе его тревожность только возрастёт, а игры в поддавки лишь усугубят положение. Просто нужно немного времени, чтобы больной дозрел до следующей стадии.

Протест

Он уже осознал весь ужас положения, и у него может возникнуть одна из двух реакций. Это либо агрессия, то есть поиск внешних причин беды – родня довела; начальство спровоцировало; врачи залечили или не тот диагноз поставили; Бог несправедлив ко мне, почему я? Либо раскаяние, жгучее чувство вины: наказание за грехи; за здоровьем не следил; карма придавила.

При вспышках гнева он не склонен кого-либо слушать. На ярость, оскорбления, угрозы и раздражительность надо постараться не вестись, а отвечать спокойным сочувствием.

А вот с реакций вины работать уже легче. Можно предложить больному отмотать киноплёнку его жизни и посмотреть, что было не так, в чём он был не прав, с кем не поздно помириться, какую проблему утрясти. Успеть попросить прощения за нанесённую обиду и ненависть. И подумать о завещании для близких– кому и что оставить на память.

Депрессия

Больной слабеет, жалеет себя, тоскует по уходящей жизни. Он подавлен и апатичен. Терзается, что принёс кому-то огорчения, порывается хоть как-то загладить, исправить нанесённые травмы. Его утомляют посетители с их пустопорожними разговорами, ему хочется остаться одному. Не желает отвлекаться ни на что постороннее, фактически покончил с земными заботами и ушёл в себя.

Принятие

Да, говорит страдалец, я умру, и с этим надо смириться. Теперь уже скоро... Наступает нирвана. Состояния катастрофы уже нет. По сути, это победа духа над телом: «впереди меня ждёт что-то новое».

Поразительно, но люди верующие эти этапы не проходят. У них ясное представление о том, что будет в посмертии, поэтому они кончины не боятся, а готовы встретить её мирно, с радостным ожиданием, а порой и с юмором.

Кроме того, удельный вес отдельных стадий может сильно разниться вплоть до исключения некоторых.

Все эти этапы вынуждены проходить и члены семьи умирающего или ухаживающий за ним персонал.

Самым важным в этом процессе является сугубо положительная динамика переживаний – от отрицания смерти до её принятия. Почти все угасающие становятся отзывчивее, они острее воспринимают красивое, их до слёз может взволновать ветерок, принёсший в форточку пыльцу цветущей липы или звуки «Сказки странствий» Шнитке. Их чувства становятся чище, а доброта безграничнее. У неверующих на одре смерти часто проклёвываются нежные ростки любви к Богу.

От умирающего ни в коем случае нельзя шарахаться, брезговать им, ограждать от него детей. К нему нельзя относиться как к уже умершему. С ним обязательно надо общаться. Родные и медики должны не только облегчать физические страдания неизлечимо больных, но и содействовать их нравственному росту.

Да, так случается, что в течение жизни человек духовно был прибит к земле, а на одре смерти обзавёлся крыльями...

Больше теплоты

О чём же говорить?

Рядом с человеком, который наполовину уже там, все слова из головы куда-то вылетают. О суетном уже не поболтаешь – как-то тупо и нелепо пересказывать все эти булавочные проблемы и микроскопические достижения - ему, находящемуся на пороге космического перехода. Неинтересно это. Тогда что выдавливать из себя? О чепухе болтать стыдно, а о главном – боязно, чтобы не ранить.

По крайней мере, следует избегать поверхностного оптимизма и бодрячества. Не надо этих «ты поправишься, ты ещё будешь ого-го-го!». Такая мажорность лишь вызовет подозрение и недоверие больного.

Часто он сам хочет поговорить на запретную тему – о своей грядущей смерти. Лучше проявить понимание и позволить ему начать беседу, не обрывать на полуслове. Он имеет право участвовать и в принятии решений о медикаментах, посещениях, выборе меню.

Темы подбирать надо близкие ему: лекарства, еда, кого бы хотел увидеть. Лучше всего говорить о его детстве. И вообще о приятных для него моментах – триумфах, любви, счастливых эпизодах. Человек охотно отдаётся потоку воспоминаний, рассказывает, чем увлекался, что обожал. Иногда такие тонкие и глубокие вещи проскальзывают! На такую столбовую философскую дорогу выруливает!

Умирающих обычно никто-никто не слушает. А они желают что-то важное передать, ведь оттуда они это сделать не смогут.

Доброжелательная беседа выведет на тему смерти в спокойном, не пугающем, а умиротворяющем ключе. «Ты уходишь первым, пройдёт время, и мы подтянемся, так ты уже там всё будешь знать, встретишь нас поочерёдно и будешь экскурсоводом...»

Умирающий способен понять своё положение и жаждет поговорить о приближении ухода, но лишь с тем, кто выслушает без лакирующих попыток утешить.

Главная задача близких – помочь угасающему достойно прожить оставшиеся драгоценные мгновения. До последнего вздоха ему надо помогать привыкать к мысли о встрече с новым миром.

Обязательно пригласить батюшку исповедовать, причастить и пособоровать готовящегося к уходу.

Исцеления

История изобилует случаями чудодейственного исцеления на одре смерти. Что к этому приводит? Скажу скучные слова, но они мощные, как гранитные постаменты.

Переосмысление своих ценностных ориентиров. Трепетное покаяние перед Господом в своих прегрешениях. Прилив огромной любви к людям без всяких условий, бескорыстной, ничего не требующей. Молитва перед чудотворными образами. Чтение высокодуховной литературы и слушание божественно прекрасной музыки. Прошлые обиды и предательства держат страдальца мёртвой хваткой и толкают к краю могилы. Простив и сбросив оковы мести, он освободит пленника, которым являлся сам. Всё это наполнит донельзя ослабевшего человека новыми, свежими, богатырскими силами, вылечит его душу и тело.

Да, примеров таких много, когда резкое духовное преображение терминальных больных приводило их к полному выздоровлению.

-5

Смертыньку никто не любит! Ой, вру

Вообразите себе, в старину жило на земле сообщество людей, которые любили смерть. И не на словах, а на деле. Это были суфисты. Представители радикального их крыла сжигали себя живьём. Они считали аутодафе проявлением высшей формы самоотречения и аскетизма. Люди хотели по-быстрому, одним махом разрубить навязанные ими самими гордиевы узлы грехов, очиститься огнём и приобщиться к сиянию вечности.

У Гёте есть стихотворение «Блаженное томление», посвящённое суфитам.

Итоговое двустишие: «И пока ты не поймёшь, что смерть – она для жизни новой, хмурым гостем проживёшь на земле суровой». Гёте взахлёб любил жизнь, она для него была звеном в цепи бесконечных рождений и смертей, которые, сменяя друг друга, создают постоянное обновление.

Траур не вечен

Сегодня смерть пропитала все пласты нашего бытия – весь интернет,
всю медийку, кинематограф, от траурных сообщений никуда не сбежать и не спрятаться даже во время принятия пищи (обычно едят, глядя новости в смартфоне или планшете). И в этом замесе ужаса, смертного холода, тьмы и страха надо вовремя успеть ухватиться за руку Бога, дарующую помощь, тепло, свет, сострадание и любовь.

-6

Люди, не надо переживать по поводу дамы в чёрном балахоне с капюшоном и с острой косой. У неё такая работа. Мы все рано или поздно уйдём вслед за ней, ничего не поделаешь. Надо послать мрачные мысли куда подальше и сосредоточиться на том, ради чего мы сюда пришли: поработать над своей душой.

-7

Нам Бог дал задание, но многие его забыли: сделать нашу душу благоухающе чистой и лучезарно светлой. Потому что придёт время, и все мы будем обоживать бесчисленные миры, а это непочатый край работы.

Вот так, скажете вы, начала за упокой, а закончила за здравие… И будете правы. На том и стоим.

Есть возражения? Жду отповеди в комментариях. Хотите молвить слово в поддержку? Всё те же комменты к вашим услугам. А клик по «Подписаться» и лайк будет означать, что в нашем отечестве ещё не перевелись люди, любящие высокие материи и простые, как дважды два, истины.

Наталия Дашевская