Впервые обратная сторона Луны, которая с Земли не видна, была сфотографирована 7 октября 1959 года советской автоматической межпланетной станцией "Луна-3".
Съёмка производилась на чёрно-белую 35-мм фотоплёнку, которая там же, на космической станции, проявлялась в условиях невесомости. В тот же день, 7 октября, плёнка была отсканирована фототелевизионным устройством "Енисей", и по радиолинии на Землю было отправлено первое изображение.
За конструкторские работы, которые привели к фотографированию обратной стороны Луны, Ленинской премии были удостоены одиннадцать человек.
В закрытой части постановления о присуждении Ленинских премий за 1960 значится Вачнадзе Вахтанг Дмитриевич, конструктор ракетной техники, впоследствии генеральный директор НПО «Энергия» (с 1977 по 1991 год), Бешенов Василий Алексеевич, конструктор фотоаппаратуры, — за фотосъёмку обратной стороны Луны
Как мне рассказывал Анатолий Дмитриевич Кириллов (долгие годы проработавший главным инженером и главным специалистом по цветным фотоматериалам кинофабрики "Свема"), для награждения в Москву приглашали и поливщиков плёнки - непосредственных изготовителей фотоплёнки.
Фотоплёнку изготовила крупнейшая кинофабрика Советского Союза, "Свема" (город Шостка). "Свема" выпускала большой ассортимент материалов для аэрофотосъёмок, как чёрно-белых (разные "типы"), так и цветных.
Цветные спектро-зональные фотоплёнки могли быть двухслойными (СН-2М, СН-6М, СН-8, СН-10) или трёхслойными (СН-15 и СН-23), соответственно с двумя или тремя красителями.
Из воспоминаний Александры Павловны Стрельниковой – сотрудника НИКФИ, непосредственного разработчика и автора процесса химико-фотографической обработки плёнки в условиях невесомости, Журнал “Мир техники кино” 2-2006 с.36. (НИКФИ, научно-исследовательский кино-фотоинститут, находится в Москве, на Ленинградском проспекте)
Однако по поводу фотоплёнки есть и другая информация - что для съёмки обратной стороны Луны была использована фотопленка со сбитых американских шпионских аэростатных зондов.
Об этом рассказал Пётр Брацлавец, один из создателей отечественного космического телевидения в интервью, опубликованном в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 10 апреля 1993 г..
А о том, что обратную сторону Луны мы «сфотографировали» на АМЕРИКАНСКУЮ ПЛЁНКУ, КОТОРАЯ ЗАСЫЛАЛАСЬ В НАШУ СТРАНУ С ЧИСТО ШПИОНСКИМИ ЦЕЛЯМИ, я даже своим ближайшим соратникам сказал только много лет спустя, далеко после безвременной кончины Сергея Павловича Королёва. Лет через пятнадцать. Аббревиатуру «АШ», думаю, и расшифровывать не надо. Конечно, это «Американские шарики».
Однако, если посмотреть на аббревиатуры продукции "Свема", то там часто можно встретить и "А" в начале и "Ш" в конце. Вот "А" в начале:
Вот "Ш" в конце, киноплёнка НК-2Ш (негатив-кино).
А вот "А" и "Ш" вместе:
Дело в том, что буква "Ш" означает город "Шостка", где находилась "Свема". "Свема" же расшифровывается как "све-точувуствительные ма-териалы".
Иногда буква "Ш" ставилась для того, чтобы отличить аналогичный кинофотоматериал от продукции завода "Тасма" (г.Казань).
Чтобы не было недопонимания относительно НИКФИ и "Свемы", поясню. Институт НИКФИ и ГосНиихимфотопроект, находящиеся в Москве на Ленинградском проспекте (фактически в одном здании, но в разных строениях), разрабатывали фотоплёнки, составляли рецептуры, испытывали их, но сами фотоплёнки в промышленных объёмах поливались на "Свеме", на Украине. Работники НИКФИ и ГосНИИ туда постоянно ездили в командировки. Поэтому фотоплёнка "АШ-1" вполне могла быть продукцией "Свемы".
Однако Пётр Брацлавец, поскольку считает себя одесситом (учился в Одесской военно-морской школе и Одесском электротехническом институте), считает, что
Аббревиатуру «АШ», думаю, и расшифровывать не надо. Конечно, это «Американские шарики». ОДЕССИТОВ никогда не оставляло чувство юмора.
и излагает другую версию:
Как известно, над нашей страной на высоте 10000 метров пролегает воздушное течение, которое движется с запада на восток. С территории западных стран американцы начали запускать к нам на этой высоте шары-зонды, снабженные автоматической фотоаппаратурой. ...
Наши зенитчики сбивали эти разведывательные шары пачками. Образцы передавались в Можайку, с которой я поддерживал тесные деловые отношения. Фотоаппаратура, используемая на шарах, интереса не представляла, а вот фотоплёнка, созданная для съёмок с больших высот, была хорошая: высокочувствительная и сильно дубленая, выдерживавшая температуру раствора до 50 градусов. Как раз то, что нам надо… И было у нас её, как говорится, завались… Эту плёнку я и решил использовать в «Енисее».Почему мысль «ШАЛЬНАЯ»? Да потому, что в космонавтике, как и в «оборонке», в то время не допускалось ничего иностранного. Буквально всё – материалы, приборы, технологии – обязаны были быть только отечественными. Это входило в плоть и кровь, в сознание разработчиков, становилось их идеологией. Если бы я кому-то только намекнул на возможность использования американской плёнки, меня приняли бы за неумного шутника или даже за человека не вполне нормального. Знали об этой затее только два человека – я и Володя Кондратьев, занимавшийся химическими процессами «Енисея».
Читая интервью П.Брацлавца, я усомнился в некоторых высказываниях Петра Фёдоровича относительно фотопленки. И мне захотелось разобраться в деталях. Я буду приводить некоторые цитаты из статьи и комментировать их.
У меня были большие сомнения относительно фотоплёнки, которую мы использовали – «тип 17» (выпускала её Шостка). Для аэрофотосъёмки она вполне подходила, а вот для космоса требовалась гораздо большая чувствительность.
Очень странное утверждение о светочувствительности. Зачем для съёмки Луны нужна "гораздо большая чувствительность"? Освещённость на Луне ведь больше, чем на Земле, процентов на 30% - земная атмосфера задерживает часть солнечных лучей. Аэрофотоплёнка "тип-17" (см. таблицу выше) имела чувствительность 350 единиц. В солнечную погоду при диафрагме "11" съёмка производилась с выдержкой 1/500 - 1/800 с. На Луне должны быть примерно такие же уровни освещённости, как и на Земле - светит ведь одно и то же солнце.
На фотоаппарате, который был сконструирован для съёмки Луны, экспонирование производилось с четырьмя различными значениями времени: 1/200, 1/400, 1/600, 1/800 c. На фотоаппарате были два объектива, с фокусными расстояниями 200 и 500 мм. Объектив "200 мм" имел относительное отверстие 1:5,6 и давал изображение лунного диска, которое полностью вписывалось в кадр. Другой объектив, "500 мм" с относительным отверстием 1:9,5 фотографировал фрагмент Луны. Протяжка фотопленки осуществлялась циклами по два кадра.
Наилучшее изображение получилось при выдержке 1/800 c.
Для съёмки освещённой поверхности Луны вполне достаточно чувствительности и в 100 единиц. Утверждение П.Брацлавца, что нужна "гораздо большая чувствительность", на мой взгляд, ничем не мотивировано.
Читаем дальше:
Мы разрезали американскую 180-миллиметровую плёнку на 35 миллиметров, отперфорировали её. Были написаны и «технические условия плёнки типа «АШ-1», которые после показа военпредам легли в соответствующую папку с грифом «совершенно секретно».
Поскольку в курсе дела были только два человека, то под словом "мы" следует подразумевать Петра Блацлавца и Володю Кондратьева. Здесь меня интересует чисто технический вопрос: каким образом в полной темноте они "разрезали американскую 180-миллиметровую плёнку на 35 миллиметров"? Не ножницами же они её резали на ощупь! Ведь нужно выдержать ширину 35-мм полосы с точностью до 0,02 мм.
Приведу фотографию реальной отечественной фотоплёнки, на которую производились съёмки из космоса со спутников, чтобы вы поняли, как выглядит широкая пленка.
Как её порезать на ленты шириной 35 мм? Для этого должен быть какой-то аппарат с дисковыми ножами. Вот как выглядит машина для резки широкой фотоплёнки на кинофабрике "Тасма". Там для сравнения справа в чёрной куртке нахожусь я.
Дело в том, что изначально киноплёнка поливается на основу шириной 120-140 см.
А потом дисковыми ножами режется на ленты в зависимости от предназначения, на 35 мм, 70, 16 или 8 мм. Спектрозональные пленки режутся на ленты шириной 70, 190, 320 и 500 мм также с помощью дисковых ножей.
Значит, у П.Брацлавца в институте телевидения в Ленинграде (ВНИИ телевидения) где-то должна быть спрятана машина для резки широкой плёнки на узкую, причём так, что о ней знали только два человека - он и Володя Кондратьев. Либо он должен был обращаться на фабрику "Свема" для резки плёнки, либо на "Славич", в Переславль-Залесский Ярославской области - "Славич" раньше выпускал 35-мм фотоплёнку. Тогда в курсе этой операции должны оказаться и другие люди. Но он пишет, что о резке фотоплёнки знали всего два человека.
После резки плёнку нужно отперфорировать, а для этих целей нужен перфорационный станок. Вряд ли такой станок был в институте телевидения.
В Ленинграде была фабрика фотографических бумаг № 4, но вряд ли там были перфорационные станки для 35-мм фотоплёнки. Значит, для перфорирования лент нужно опять куда-то обращаться. Может быть, где-то на даче у П.Браслвца был припасён на всякий случай помимо машины для резки плёнки ещё и перфорационный станок для киноплёнок?
Мы разрезали американскую 180-миллиметровую плёнку на 35 миллиметров, отперфорировали её. Были написаны и «технические условия плёнки типа «АШ-1», которые после показа военпредам легли в соответствующую папку с грифом «совершенно секретно». Конечно, оба молчали. Что с нами стало бы, если бы эта история вскрылась, сказать не могу. Во всяком случае, не только в космонавтике, но и вообще, думаю, мы долгое время не работали бы…
Полностью интервью П.Брацлавца вы сможете прочитать по ссылке ниже.
https://rumlin.wordpress.com/2014/08/22/американские-шарики/
Пока что я не могу склониться к какому-то однозначному выводу, использовалась ли во время съёмки обратной стороны Луны советская фотопленка или американская. Разные источники, причём одинаково заслуживающие доверия, дают разную информацию. Работники НИКФИ говорят, что именно они разрабатывали и испытывали фотопленку для экспериментов. А в НИИ телевидения говорят, что пленка была американского происхождения. Поэтому вопрос пока не закрыт.
Ещё большую интригу вносит тот факт, что аэрофотопленки производила также фабрика "Тасма" в Казани.
И где-то в интернете есть информацию, что в середине 60-х годов на этой фотоплёнке снималась обратная сторона Луны. Возможно, что речь идёт о съёмке поверхности Луны в июле 1965 года с помощью АМС "Зонд-3". После распада Союза и остановки к 2000-му году фабрики "Свема", "Тасма" продолжала выпускать и выпускает фотоплёнки для съёмки земной поверхности с космических кораблей.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
*
Мои статьи о съёмке обратной стороны Луны: