Найти тему
Евгений Абакшин | GSR

"Человек - животное социальное"

Социальность заключается в принадлежности к группам.

Понимая общность с группой, человек чувствует себя вовлеченным, понимаемым и понимающим, участвующим.

Если общность с группой почему-то начинает хромать, человек чувствует себя выбивающимся из общей массы, отшельником, белой вороной.

Тогда меняется группа.

Когда человек осознает свою уникальность и неповторимость, другими словами, свою отделенность от других людей, в рамках группы, человек может почувствовать себя одиноким, что логично.

Причем, это одиночество может быть довольно глубоким или даже экзистенциальным (Жан-Поль Сартр, М. Хайдеггер).

Чтобы этого избежать, человек все время встраивается в какие-то группы. Перерастая одну группу, соответственно, чувствуя себя в ней более одиноким, он стремится встроиться в новую группу.

Каждый раз встраиваясь в группу, мы становимся менее свободными, поскольку каждая группа в чем-то ограничивает.

В "Бегстве от Свободы" Эрих Фромм утверждал, что полная свобода - это полное принятие ответственности за свою жизнь. А это страшная и неприятная штука.. Принять и признать, что все, чего мы достигли или не достигли, это все дело наших рук.. и только наших.. рук.. и ног. Не виноват ни брат, ни сват, ни мать, ни батя, ни тупой начальник, ни президент, ни судьба и даже ни Господь Бог. Никто. Только мы сами, только я сам..

Что касается лично меня,

Вспоминая те группы, где я так или иначе находился, легко можно отследить включение и выключение зависимостей, целей и успешных успешностей, которые принадлежали группе.

  1. В школе - это популярные увлечения: вкладыши, кэпсы, игра в монетку или в каучуковый мячик на перемене. Все стремились в рамках популярной игры быть самым классным, самым успешным. Были стремления шарить лучше всех на каком-то предмете..
  2. Первая моя компания, тусовка, в которую я попал, и которая весомо отразилась на моей жизни. Я помню, как быстро поменялись мои стремления и взгляды. Еще вчера мы играли в войнушну в зеленой зоне, а сейчас уже пробовали курить и начинали строить подростковые отношения с девочками. Компания влияла на меня тотально, но спустя годы, мне стало тесно, и я выпилился из всех контактов, оставив только друга, которого знал с 4 лет. Причем у меня сначала отвалились групповые цели и значимости, а потом уже отвалился и я.
  3. Лицей при университете в 10-11 классах. Место, где мне дали место, увидели во мне соображающего молодого человека, и где меня начали ценить.
  4. Университет. Ценности, привитые в университете были про то, что нужно много, хорошо и усердно работать, желательно, на одной работе. Просто зарабатывать деньги, ходя на нее каждый день. В университете ты был ценен, если у тебя были какие-то ресурсы, любые. Классно рассказывать анекдоты - тоже ресурс. Деньги, юмор, умение знакомиться с девушками, знание предмета, хорошие конспекты, скорость выполнения лабораторных работ.. Если у тебя не было ничего, соответственно, и успешным тебя нельзя было назвать..
  5. Первая работа. Много мне дала. Я думаю, что я до сих пор не вышел от влияния этой группы. Безумный и невероятный начальник, от которого я очень многому научился, и уже сильно позже понял, что ценности, которые он прививал, сильно резонируют с принципами "бирюзового" управдения и agile-философией.
  6. ..
  7. ..

Сейчас нет идеи препарировать все мои группы и понять, откуда растут ноги тех или иных моих устремлений и успешных успешностей. Просто видно, как сильно, а, иногда, кардинально они менялись, когда я переходил из одной группы в другую или просто оказывался в новой.. И да, влияние группы тотальное. И чем важнее для меня группа, тем тотальнее влияние, по крайней мере, в осознаваемой зоне. ”и любая ценность, которую надо в жизни иметь\достичь\получить ... это никогда не личная ценность ... а это ценность группы ... а нам эта ценность важна только тем, чтобы принадлежать к этой группе и быть в ней типа крутым ... по ее групповым ценностям ...”