Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как стиль воспитания в детстве отражается на интимно личных отношениях уже взрослого человека

Первыми, кто выдвинул идею о том, что интимно личностные отношения могут носить аддиктивный характер, были социальные психологи и наркологи С. Пил и А. Бродски. В своей статье (Peele,Brodsky, 1974, с.2) и книге «Любовь и зависимость» (Пил, Бродски, 2005, с. 384), которую они написали 45 лет назад врачи провели смелые для того времени параллели между патологической страстью и психоактивными веществами. Через семь лет о существовании любовной аддикции напишет психолог Д. Саймон, который заявил, что конструктивные интимно личностные отношения являются важным аспектом самореализации, но другой человек не может восполнить наш дефицит развития

По мнению К. Хорни, эмоциональная зависимость включает в себя сильное чувство обиды. Она способна причинить страдания, порождать различные страхи и является частью невротической потребности в любви, в надежде на защиту себя от кого-то. Эта потребность и представляет основу любовной зависимости (Хорни, 2009, с. 250).

Своё видение любовной аддикции излагали и психоаналитики. В психоаналитической модели все внимание отводится родителям и на то, как они влияют на психическое благополучие ребенка, потому что именно родительская фигура (особенно мать), является лицом, с которыми связаны самые важные переживания (Хьелл, 2000, с.29). Фрейд был убеждён, что младенец с самого начала является зависимым от материнской груди. Ребенок получает сексуальное удовольствие от кормления грудью, в результате чего привязывается эмоционально к родителю. Фрейд был убеждён , что для нормального психосексуального развития ребенка в будущем , в частности, для обретения независимости, самостоятельности и не фиксирования себя на инфантильных привязанностях необходима в будущем замена материнской груди на часть собственного тела, например, ребенок начинает сосать свой палец. На взгляд Фрейда, в основе формирования будущих невротических привязанностей лежит регрессия к предшествующим зависимым отношениям, то есть регрессия к отношениям мать-дитя (Лейбин, 2010).

Таким образом, с точки зрения психоанализа, отношения с родителями в ранние годы, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии и проявляются характерными проблемами в интимно личностных отношениях уже взрослого человека. Ключевыми моментами детско–родительских отношений психоанализ считает безопасность, привязанность, установление близких, доверительных взаимоотношений сразу после рождения ребенка.

Основные причины зависимых отношений, которые выделяет американский психотерапевт Робин Норвуд - это детство в дисфункциональной семье, когда эмоциональные потребности ребёнка не встречались откликом. Он получал мало подлинной заботы, любви и ласки и пытается компенсировать эту неудовлетворенную потребность уже в интим-но-личностных отношениях.

«Если наши детские переживания особенно мучительны, мы часто, сами того не осознавая, вынуждены воссоздавать сходные ситуации на протяжении всей жизни, стремясь обрести над ними власть» (Норвуд, 2010, с.15). Так Родин Норвуд связала стиль воспитания в детстве и сформировавшую в результате этого зависимость в отношениях.

Калифорнийские психологи Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд определили, как основные причины зависимости - это неустановленное доверие между матерью и ребёнком. Если установление базового доверия прошло успешно, то ребёнок чувствует себя в безопасности, чтобы заняться исследованием уже внешнего мира. «Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении дан-ной стадии развития, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением.» (Уайнхольд, Уайнхолд, 2002, с.224).

Наше эмпирическое исследование позволило выявить специфические особенности зависимых отношений у девушек из Москвы и Санкт- Петербурга. А также установить значимые корреляционные связи между созависимыми моделями и стилем воспитания в детстве.

Целью эмпирического исследования является изучение интимно-личностных отношений и выявление тенденции влияния стиля воспитания в детстве на формирования зависимости в отношениях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основы исследования зависимости в интимно-личностных отношениях в психологической̆ литературе.

2. Выявить специфические особенности стиля воспитания в детстве, который влияет на формирования зависимости в интимно-личностных отношениях.

3. Исследовать взаимосвязь особенностей интимно личностных отношений и стиля воспитания в детстве у людей с зависимостью в отношениях.

4. Дать практические рекомендации.

На этапе планирования исследования была выдвинута гипотеза исследования: эмоциональная зависимость в интимно-личностных отношениях - это следствие определенного стиля воспитания в детстве и результат психологических детских травм , которые «стояли за дверью сознания» и нашли свой выход в отношениях с противоположным полом.

Выборка: в исследовании приняли участие 20 девушек, жителей Москвы и Петербурга, которые состояли или состоят, по их мнению, в зависимых отношениях; Что касается специальности, в выборку попали студенты, обучающиеся на филологическом факультете, помощники руководителей, бизнесмены. Возраст опрашиваемых от 18-26 лет.

Для исследования особенностей интимно-личностных отношений в связи со стилем воспитания в детстве была использована методика:

1. Вопросник «Проверка своих личных качеств» Уанхолд Б., Уайнхолд Дж., 2002

2. Тест «Отношения с родителями» Н. С.Ефимова

3. Опросник «Дети о родителях» Е. Schaefer (1965) «Children’s Report of Parental Behavior Inventory» в адаптации коллектива под руководством Л. И. Вассерман

В результате проведенного эмпирического исследования были изучены особенности интимноличностных отношений в связи со стилем воспитания в детстве.

Благодаря комплексу методик была изучена связь между воспитанием в детстве и то, как это влияет на будущие взаимоотношения с противоположным полом.

У тех девушек, у кого родители были достаточно деспотичны, мало проявляли интерес к ребёнку, жестоко контролировали, отрицались формы заботы и опеки, присутствовала резкая смена стиля воспитания, приемов, представляющих собой переход от очень строгого - к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению - у этих девушек была выявлена очень высокая и высокая степень созависимых моделей. Испытуемые соглашались с тем, что они часто выбирали эмоционально-холодных партнёров, отношения были похожи на качели, где не было стабильности и гармонии, они всегда себя чувствовали виноватыми и брали ответственность за чувства других на себя.

У тех испытуемых, у кого родители принимали ребёнка таким, какой он есть, уважали его индивидуальность, одобряли интересы, высоко оценивали способности ребёнка, были в здоровом симбиозе, отсутствовал жестокий контроль, то у этих девушек при исследовании были выявлена средняя созависимая модель и меньше страданий в отношениях с противоположным полом.

На сравнительных шкалах по средним показателям чётко прослеживалась тенденция, как меняется степень зависимости при разных стилях воспитания.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить специфические особенности зависимых отношений у девушек из Москвы и Санкт- Петербурга и установить связь между созависимыми моделями и стилем воспитания в детстве.

Автор: Зверева Анна Олеговна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru