В отличие от большинства путеводителей по Петербургу того времени автор ничего не писал об Эрмитаже и других музеях, выставках и академиях. Его главной целью было показать контраст старого и нового в жизни города и горожан, он начинал свой рассказ с происхождения Петербурга и заканчивал тем впечатлением, которое столица производила на современников в начале XX столетия.
По мнению автора, Петербург расположен «в самом неудобном и диковинном» месте России и его по праву можно назвать «городом контрастов». При первом знакомстве с ним «во всем чувствуется новизна и современность»: светлые фасады домов благодаря дровяному топливу «никогда не чернеют», а кроме двух египетских сфинксов нельзя обнаружить никаких следов древности. Самый грандиозный вид на город открывался современникам с колоннады Исаакиевского собора: их завораживал «огромный объем воды, в котором, казалось, плавал город».
Но стоило только покинуть блистательный центр и углубиться в окрестности, как можно было встретить сельских жителей, ведущих «такое же примитивное и безрадостное существование, как и их предки много веков назад». Сама же столица, по наблюдениям журналиста, давно приобрела статус «самой нездоровой и дорогой столицы Европы». Досталось и невской воде: по словам автора, ее качество оставляло желать лучшего, поэтому многие горожане предпочитали приобретать бутылки с родниковой водой, привезенной из Дудергофа.
Больше всего журналиста удивляло, как с «современными инновациями» уживались пережитки прошлого. Например, в отдаленных частях города ночью улицы освещали «самые обычные» керосиновые лампы, пожарные выезжали на пожар с бочками воды вместо «новейшей паровой пожарной машины»… К числу «уходящей натуры» автор также относил обычай рисовать на вывесках изображения товаров: на фешенебельных улицах их заменило современное оформление витрин.
Рассказ о городе дополняли красочные цветные и черно-белые зарисовки, сделанные, по всей видимости, с натуры. До начала 1920‑х годов, когда фотография прочно обосновалась на страницах прессы, работа рисовальщиков информационных материалов была очень востребована.
Автором иллюстраций стал французский художник Фредерик Хаенен, который сотрудничал со многими иностранными журналами и часто бывал в России. По заказу английского издательства он создал серию литографий к 200‑летию Петербурга. Больше всего его интересовала повседневная жизнь горожан.
На рисунках Хаенена Петербург и его обитатели выглядели особенно нарядно и живописно: Николай II с супругой в национальных костюмах, отец Иоанн Кронштадтский в своем саду, торжественные балы, церемонии и смотры, дебаты в Государственной думе, дворцовый гренадер у Александровской колонны, выезд тройки, горожане у «Медного всадника»…
Не обошел художник вниманием и более «будничные» сцены: заготовку льда на Неве, уличных торговцев, горожан на Невском проспекте, чаепитие у самовара и даже бедную публику в общественных санях. Все сюжеты были показаны в движении, со множеством деталей. Рисунки Хаенена были далеки от русофобских карикатур, к которым привыкла британская публика, и создавали положительный имидж России для западного читателя.
Рассказ Джорджа Добсона завершало стихотворение профессора литературы и педагога Оскара Браунинга, посвященное российской столице. Оно было написано после его пребывания в ней в 1909 году и заканчивалось такими строками: «Проснись, гордый город золотых куполов! // Твоя зима прошла, радость урожая приходит».
По всей видимости, издание имело успех, поскольку спустя три года, к 300‑летию царствования дома Романовых, в том же издательстве вышла богато оформленная книга под лаконичным названием «Россия». На этот раз издание было посвящено путешествию в Москву и по Российской империи, от Польши до Сибири. Более 90 иллюстраций к ней были выполнены Хаененом.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».