Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Сколько слухов наши уши поражает»

Позволено ли будет Коту на какое-то время сбежать из дома А.Н.Островского (ещё вернусь туда) и, взобравшись на крышу, прокричать своё «мяууууууууу» по поводу некоторых интернет-публикаций? Полагаясь на милость читателей, всё же это сделаю.

Пару месяцев назад на одном из популярных каналов появилась статья «Притворился девицей», рассказавшая о пикантном приключении друга Пушкина П.В.Нащокина, четыре недели прослужившего горничной у известной актрисы В.Н.Асенковой, в которую был влюблён; увидев даму сердца в домашней обстановке, он исцелился от любви. Заканчивалась статья утверждением, что рассказ Нащокина послужил для Александра Сергеевича сюжетной основой для поэмы «Домик в Коломне». Статья вызвала множество благодарственных комментариев (по принципу, простите, «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается»).

Автору надо отдать справедливость: после моего комментария с указанием, почему ссылка на Пушкина не может быть верной (об этом ниже), слова о поэме были убраны, но вся история с «эскападой» Нащокина осталась, хотя и она, конечно, не имеет никаких оснований. Впрочем, автор канала историю эту явно не придумал, а только, не спорю, не без таланта пересказал: она уже много лет гуляет по разным источникам; упоминание об увлечении Павла Воиновича есть и в пресловутой «Википедии», причём ссылка на источник не открывается.

Вот я и хочу предложить разобраться в том, настолько можно подобным «лыгендам» доверять.

Итак, действующие лица.

Александр Сергеевич Пушкин, уверена, в представлениях не нуждается. Здесь лишь напомню, что поэма «Домик в Коломне» создана им в Болдинскую осень 1830 года (Пушкин точно датировал её окончание - 9 октября в 5 3/4вечера), но при печати в 1833 году почему-то была отнесена к 1829 году (все даты запомните, пожалуйста!).

Павел Воинович Нащокин, один из любимейших друзей поэта - прошу любить и жаловать:

Может быть, когда-нибудь я расскажу о нём подробнее. А пока просто относящиеся к делу факты.

Родился в конце 1801 года, практически всю жизнь провёл в Москве (всегда включается в перечень известнейших «московских чудаков и оригиналов»). В конце 1820-х годов сожительствовал с цыганской певицей Ольгой Солдатовой, от неё имел двоих детей (крёстным одного из них был Пушкин), а 2 января 1834 года обвенчался с Верой Александровной Нарской, с которой и прожил до конца своих дней.

И, наконец, Варвара Николаевна Асенкова:

-2

О ней написано много, но трудно сказать, сколько в этом достоверного. Кто-то вспомнит фильм «Зелёная карета» с очаровательной юной Н.М.Теняковой, а кто-то и сплетни о её связи с императором. Существует, к примеру, «исторический роман из эпохи царствования Николая I» «Царское гадание», написанный А.И.Соколовой, который заканчивается таким абзацем: «Сына Асенковой помнили и знали многие [на самом деле "знает" его лишь автор романа]. Ему дано было прекрасное образование, и перед ним открыта была широкая дорога. Очень способный и даровитый, он избрал карьеру инженера и был одним из видных лиц при открытии Николаевской железной дороги. Последняя была ему близкой, родной — ведь она носила почётное и близкое ему имя — имя его родного отца».

Я сейчас не буду ни разбираться в справедливости подобных рассказов (большинство серьёзных театроведов считает, что всё-таки это сплетни), ни анализировать степень таланта Асенковой - тут отзывы самые разные, от рассказов о неприятии её Пушкиным (правда, рассказывается это не в самых достоверных мемуарах), до отзыва В.Г.Белинского (и это в напечатанной статье), который актрисой «был вполне восхищён и очарован»: «Она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно». Очень любил Асенкову и посвятил её памяти стихотворение Н.А.Некрасов (чтобы не утяжелять статью, помещаю после неё).

Опять же, только немногие факты об этой невероятно рано ушедшей из жизни актрисе: родилась в 1817 году, дебютировала в начале 1835-го и только через год была принята в труппу Александринского театра, где и играла до ухода из жизни в апреле 1841-го (кстати, все ли знают, что именно она была первой Марьей Антоновной в «Ревизоре»?)

Я просто предлагаю сопоставить приведённые факты (а они, как известно, - вещь упрямая) и сделать вывод о степени достоверности столь охотно рассказываемой в интернете истории.

То, что к ней имеет хоть какое-то отношение «Домик в Коломне», отвергаем сразу. Думается мне, что и речи о влюблённости коренного москвича Нащокина в петербургскую актрису идти не может (а гуляют по интернету и вот такие байки: «Павел Воинович Нащокин, друг Пушкина, выкупил у горничной актрисы огарок свечи, при свете которой она учила свои роли, и оправил его в серебро. Говорили, что, глядя на свечу, он вспоминал об Асенковой и мечтал о ней» - красиво, но невероятно).

Напомню ещё, что Нащокину в момент дебюта Асенковой было уже за тридцать, незадолго до этого он женился, а раньше никак не мог избавиться от своей цыганки (это её имел в виду поэт, когда писал другу в ноябре 1833 года: «При выезде моём из Москвы Гаврила мой так был пьян и так меня взбесил, что я велел ему слезть с козел и оставил его на большой дороге в слезах и в истерике; но это всё на меня не подействовало — я подумал о тебе... Вели-ка своему Гавриле в юбке и в кацавейке слезть с козел — полно ему воевать»). Вряд ли мог он совершать подобные безумства...

К чему я всё это написала? Во-первых, хочу всё-таки заступиться за Асенкову: ей нелегко было при жизни, судьба преследовала её даже после смерти: похоронена была на Смоленском кладбище (Некрасов вспоминал «похороны, — похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина»), в 1930-ые годы захоронение перенесли в Некрополь мастеров искусств, а во время блокады прямо в её могилу попала бомба. Не будем же попусту тревожить её память...

А авторам, не стыдящимся бесчисленное число раз повторять в интернете пикантную историю, хочу только сказать вслед за литературным героем: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»

Ну, а во-вторых, немного это связано и с моим каналом. Меня очень радует вновь вспыхнувший интерес к моим старым публикациям о Пушкине и его окружении. Только вот некоторые комментаторы проявляют себя примерно как такие авторы. То будут утверждать в качестве непреложного факта, что Пушкин «к сестре Натали клеился, у них же дома», а когда я попрошу не повторять араповские сплетни, поинтересуются, чьи сплетни повторяю я (отвечать на такой вопрос считаю, простите, ниже собственного достоинства). То начнут требовать, чтобы я использовала так называемые пушкинские «Тайные записки 1836-1837 годов» и даже знала их наизусть, а в ответ на просьбу не рекламировать очередную фальшивку (не собираюсь даже указывать, почему сие непотребство таковой считаю, - умному человеку и так всё понятно) назовут «дураком»... В общем, прав другой поэт:

Сколько слухов наши уши поражает,
Сколько сплетен разъедает, словно моль!

К подобному я стараюсь относиться с юмором, но всё же иногда хочется высказаться.

****************

Н.А.Некрасов. «Памяти [Асенков]ой»

В тоске по юности моей
И в муках разрушенья
Прошедших невозвратных дней
Припомнив впечатленья.

Одно из них я полюбил
Будить в душе суровой,
Одну из множества могил
Оплакал скорбью новой...

Я помню: занавесь взвилась,
Толпа угомонилась -
И ты на сцену в первый раз,
Как светлый день, явилась.

Театр гремел: и дилетант,
И скептик хладнокровный
Твоё искусство, твой талант
Почтили данью ровной.

И точно, мало я видал
Красивее головок;
Твой голос ласково звучал,
Твой каждый шаг был ловок;

Дышали милые черты
Счастливым детским смехом...
Но лучше б воротилась ты
Со сцены с неуспехом!

Увы, наивна ты была,
Вступая за кулисы,-
Ты благородно поняла
Призвание актрисы:

Исканья старых богачей
И молодых нахалов
Куплеты бледных рифмачей
И вздохи театралов -

Ты всё отвергла... Заперлась
Ты феей недоступной -
И вся искусству предалась
Душою неподкупной.

И что ж? обижены тобой,
Лишённые надежды,
Отмстить решились клеветой
Бездушные невежды!

Переходя из уст в уста,
Коварна и бесчестна,
Крылатым змеем клевета
Носилась повсеместно -

И всё заговорило вдруг...
Посыпались упрёки,
Стихи и письма, и подруг
Нетонкие намеки...

Душа твоя была нежна,
Прекрасна, как и тело,
Клевет не вынесла она,
Врагов не одолела!

Их говор лишь тогда затих,
Как смерть тебя сразила...
Ты до последних дней своих
Со сцены не сходила.

В сознаньи светлой красоты
И творческого чувства
Восторг толпы любила ты,
Любила ты искусство,

Любила славу... Твой закат
Был странен и прекрасен:
Горел огнём глубокий взгляд,
Пронзителен и ясен;

Пылали щёки; голос стал
Богаче страстью нежной...
Увы! Театр рукоплескал
С тоскою безнадежной!

Сама ты знала свой удел,
Но до конца, как прежде
Твой голос, погасая, пел
О счастье и надежде.

Не так ли звёздочка в ночи,
Срываясь, упадает
И на лету свои лучи
Последние роняет?..

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь не мой канал!

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Навигатор по всему каналу здесь