Найти в Дзене
Городской Курьер

О беспорядках в Саровской трудовой колонии несовершеннолетних в Мордовской АССР

Кто не в курсе, в Сарове до появления объекта, поселок Саров имел богатую лагерную историю. С 1931 года в нашем городе располагались карантинные лагеря для так называемых «перебежчиков» - т.е. иностранцев, которые были задержаны при попытке нелегального перехода через российскую границу (в основном из Финляндии, Румынии и Польши). Позднее этот лагерь из карантинного превратился в обычный ИТЛаг, занятый лесозаготовками и обслуживанием, располагавшейся здесь колонии НКВД, для несовершеннолетних. Именно эта колония для малолетних преступников и интересует нас в связи с темой мятежей и погромов.
Итак. Вернемся в суровые военные 1943-44 годы. Для этого нам нужно основательно закопаться в архивы. В Государственном архиве мы бываем так часто, что многие служители уже знают нас в лицо. В этот раз на смене Ангелина Семеновна, которая помогает разыскать нам в фонде Р.9401 дело №171. Листы 12 и 13. На этих листах мы видим текст приказа за подписью всемогущего Лаврентия Берии. Документ секретный и был лишен этого статуса совсем недавно. Датируется 31 января 1944 года за номером 016. Именуется «О беспорядках в Саровской трудовой колонии несовершеннолетних Мордовской АССР». Название пишется без кавычек, слово «Саровской» - с большой буквы.

Текст приказа сообщает нам, что 6 декабря 1943 года в Саровской трудовой колонии несовершеннолетних случились массовые беспорядки. НКВД провело по этому вопросу расследование и установило, что причиной беспорядков были неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, созданные для малолетних преступников. В частности, в общежитиях царила антисанитария, качество питания было очень низким, а сами продукты регулярно уворовывались.
Вместе с этим соколы Берии установили, что в колонии регулярно нарушался режим внутреннего распорядка. Производственное и школьное обучение не было организовано вовсе. «Процветала картежная игра».

Также бесстрастный текст юридического документа сообщает нам о том, что в эти неспокойные годы в саровской колонии допускались факты преступной связи осужденных подростков с вольнонаемными работниками. Например, упоминается комендант Виноградов, который продавал получаемые от заключенных белье и одежду на воле, а в обмен на это снабжал подростков табаком и алкоголем. Более того, упомянутый Виноградов устраивал на своей ведомственной квартире «попойки». Воспитатели Аникин, Батькова и Дерябина также были уличены в торговле казенным имуществом.
Из этого следствие делает вывод, что беспорядки, которые имели место в саровской трудовой колонии произошли от: «бездеятельности и безответственного отношения со стороны начальника колонии Громова и начальника отдела НКВД Мордовской АССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью Назарова, а также его заместителя, лейтенанта госбезопасности Кондрашова и командира взвода ВОХР Волкова».
Также приказом попрекается за бездействие заместитель наркома внутренних дел Мордовской АССР майор госбезопасности Татаринов, которому было известно о произошедших в колонии беспорядках, но решительных мер в этой связи не принято.

-3

В связи с этим Лаврентий Павлович приказал:

- арестовать, и судить начальника колонии М.Громова за «развал работы, бесхозяйственность, нарушение правил внутреннего порядка, необеспечение бытовых и санитарных условий»;

- арестовать, и судить командира взвода ВОХР колонии Ф.Волкова «за бездеятельность по предотвращению беспорядков и непринятие своевременных мер к изъятию зачинщиков».;

- предать суду. Коменданта колонии А.Виноградова, воспитателей А.Аникина П.Батькову, П.Дерябину, а также раздатчицу К.Шаркину за преступные связи с криминальными подростками, прием от них и перепродажу в окрестных населенных пунктах имущества колонии, хищение продуктов.

- арестовать на 10 суток, и уволить из органов НКВД начальника колонии по учебно-воспитательной части П.Врублевского за бездеятельность и необеспечение учебно-воспитательной работы;

- арестовать на 10 суток, и снять с должности заместителя начальника отдела Мордовской АСССР А.Кондрашева за бездеятельность, проявленную им в вопросах контроля деятельности колонии;

- снять с работы и понизить в должности за недостаточно быстрое реагирование на имевшие место беспорядки заместителя майора госбезопасности Татаринова;

- новым начальником саровской колонии назначить В. Кожевникова.

-4

В целом последствия неповиновения саровских заключенных сильно прокатились по всем городам и весям. Такое ЧП, да еще и в военное время привело к тому, что начались массовые проверки условий проживания детей в колониях для несовершеннолетних. В результате нарушений было выявлено очень много. Отчеты проверяющих содержат неутешительные выводы, о том, что во многих колониях:

- тяжелые бытовые и жилищные условия;

- плохое воспитание и вещевое обеспечение;

- низкая температура в общежитиях;

- низкая занятость или полное безделье воспитанников;

- некомплект штата воспитателей;

- отсутствие культурно-массовой работы;

- в отдельных колониях и вовсе наблюдался бесконвойоный выход подростков за территорию, а также эксплуатация детского труда и сокрытие травм, полученных детьми на производстве или в результате неуставных отношений.

В результате, саровские беспорядки спровоцировали глобальные изменения во всей системе управления исполнения наказаниями несовершеннолетних. Уже в марте 1944 года, несмотря на военное время, издается приказ в котором содержится решение «полностью обеспечить обувью, бельѐм, верхней одеждой и постельными принадлежностями весь наличный состав воспитательных колоний».

-5

Нельзя сказать, что это решение было исполнено в полной мере. Однако, изменения на этом направлении оказались титаническими. Эксперты отмечают, что несмотря на всю тяжесть военных лет, советской исправительной машине довольно быстро удалось сделать колонии для несовершеннолетних значительно менее похожими на дореволюционные казематы, и значительно ближе к современным закрытым школам подобного рода.