Найти тему

О ВОЗВРАЩЕНИИ НА РОДИНУ ГОРЦЕВ

Набег горцев на кавказский хутор. Художник Франц Рубо
Набег горцев на кавказский хутор. Художник Франц Рубо

Непризнанный Северо-Кавказский имамат со своим сводом законов, Низамом, созданным на основе шариата, воевал с Россией дольше, чем любая другая страна в истории. Столь долгое существование этого военно-религиозного государства во многом объяснялось личностью его лидера с 1834 по 1859 год — имама Шамиля и его «лесной тактики»: преграждать путь завалами, изнурять русские колонны затяжными боями и уничтожать, когда они остаются обессиленными.

В 1839 году Шамиль, запертый русскими войсками в ауле Ахульго, вступил в переговоры исключительно под действием силы. Ряд штурмов, огромные потери, роптание приближённых — всё это вынудило Шамиля принять условия капитуляции, важнейшими из которых были три. Первое — вступить в подданство Российской империи. Второе — принести обещание не выступать с оружием против своего нового законного государя. Третье — выдать русским в подтверждение чистоты своих намерений старшего сына. Практика для народов, исповедующих ислам, вполне заурядная.

  1. Между Императором Николаем I и Шамилем состоялось «дело чести», условия которого гордый горец соблюдать вовсе не собирался.
Шамиль
Шамиль

В 1854 году имам нанёс русскому царю «удар под дых». В самый разгар Крымской войны, в июле 1854 года, Шамиль совершил дерзкий рейд в Кахетию, где его войска взяли село Шилда и провели рейд за реку Алазань. Мюриды имами сеяли смерть и разрушения, но главное - военный поход превратился в простой набег за богатствами. Было взято много пленных, в числе которых ценнейшие - грузинские княгини Анна Чавчавадзе и Варвара Орбелиани. Обе они, мало того, что внучки последнего грузинского царя, так ещё и фрейлины императрицы.

В марте 1855 года состоялся обмен между Россией и имамом. Шамиль отдал пленных грузинских княгинь в обмен на своего сына Джамалуддина, а также племянника Гамзат-бека, который, как и Джамалуддин, 15 лет был в аманатах (заложниках у русского царя).

История с пленными имела своё продолжение, поскольку Шамиль захотел получить обратно не только своих родных.

11-го августа 1855 года Дежурный Генерал Главного Штаба генерал А. А. Катенин направил на имя Директора Департамента Военных Поселений генерал-лейтенанта барона Г. Ф. Пилар-фон-Пильхау уведомление следующего содержания:

«… Государь Император по Всеподданнейшему докладу ходатайства Главнокомандующего Отдельным Кавказским Корпусом о возвращении на родину горцев, высланных разновременно в Россию для размена на кахетинцев, взятых в плен в июле 1854 года, при вторжении Шамиля на левый фланг Лезгинской Кордонной линии, Высочайше повелеть соизволил: сделать безотлагательное распоряжение, согласно представлению генерал-адъютанта Муравьёва.
В исполнение этой Высочайшей воли предлагаю Департаменту Военных Поселений сделать распоряжение о немедленном отправлении в Штаб Отдельного Кавказского Корпуса поименованных в прилагаемом у сего списке 12-ти горцев, которые по полученному ныне от генерал-адъютанта Муравьёва сведениям, поступили в Воронежские батальоны военных кантонистов, и сообщить Инспекторскому Департаменту Военного Министерства о времени отправления этих горцев…» .

В списке упоминались 12 человек, взятых в плен в 1839 году при Ахульго:

8 уроженцев селения Ашильты –

1., Магома Умаралиев (Магома Омар Али оглы)

2., Магомет Али Ибрагим

3., Магома Аджиев

4., Али Булат Усейнов (Али Булат Гусейн оглы)

5., Шагин Гусейн (Шагум Гуссейн)

6., Темирхан Курмагометов (Темир-Хан Нур Магома)

7., Магома Исмаилов (Магома Исмаил оглы)

8., Мирза Бек Магома оглы

и 4 уроженца селения Чиркат –

9., Нур Магома Али Хан

10., Магома Али Дербишев (Магома Али Дербиш оглы)

11., Абдул Керим Магомаем (Абдул Галил Гази Магома оглы)

12., Хаджи Мурат Нур Алиев.

Портрет флигель-адъютанта А. А. Катенина кисти Э. Г. Боссе, около 1840 г.
Портрет флигель-адъютанта А. А. Катенина кисти Э. Г. Боссе, около 1840 г.

Однако выполнить Высочайшее повеление оказалось крайне сложно.

Во-первых, согласно донесению Департамента Военных Поселений от 20-го августа того же года, из вышеуказанного списка 5 человек уже умерло – в частности, все уроженцы селения Ашильты (Магома Умаралиев, Магома Аджиев, Темирхан Курмагометов, Магома Исмаилов и Мирза Бек Магома оглы) .

Во-вторых, оказалось, что при Ахульго и других селениях было взято в плен 33 горца, которые были отправлены в Россию. И, как следовало из рапорта Инспектора Резервной Кавалерии в Департамент Военных Поселений от 14-го января 1856 года, «из 33-х горцев, в настоящее время в Воронежских батальонах военных кантонистов не состоит ни одного, ибо некоторые из них выбыли из батальона по разным причинам».

В частности, было указано, что горцы из селения Ашильты:

1., Магомет Али Ибрагим – как следовало из отношения Штаба войск Кавказской линии и Черномории от 9-го ноября 1839 года за № 1934, но в батальон не поступал;

2., Шиман Гусейнов (по принятии Св. Крещения назван Григорием Александровым Титовым) – 9-го июня 1845 года выключен на службу в Драгунский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича полк;

3., Шиман Хаспулат Хаджи Хамаев (по принятии Св. Крещения назван Иваном Прохоровым Савченко) – 1-го июня 1851 года выключен на службу в 5-й стрелковый батальон писарем;

4., Аджияу Нарочиев (по принятии Св. Крещения назван Николаем Ивановым Парамоновым) – 21-го мая 1850 года выключен на службу во 2-й Учебный Карабинерный полк;

5., Али-Булат Гусейнов – умер 24-го июня 1840 года;

6., Хастанавас Улу-Биляев – умер 24-го апреля 1843 года;

7., Али Улу-Биляр – умер 30-го мая 1841 года.

Из селения Чиркат –

8., Нур Магома Алиханов – умер 21-го января 1841 года;

9., Магома Али Дербишев – умер 27-го января 1841 года;

10., Абдул Керим Магомаев – умер 24-го апреля 1841 года;

11., Хаджи-Мурад Нуралиев – умер 12-го июня 1843 года;

Из деревни Буцра –

12., Али (по принятии Св. Крещения назван Ильёй Александровым Александровым) – 2-го июня 1846 года выключен на службу во 2-й Учебный Карабинерный полк;

Из деревни Харадырык –

13., Хасан Муртазали (по принятии Св. Крещения назван Владимир Дмитриевичем Спицыным) – 6-го июня 1846 года выключен на службу в полки 4-й Лёгкой Кавалерийской Дивизии .

Художник Т. Горшельт. Штурм Гуниба
Художник Т. Горшельт. Штурм Гуниба

К тому же, согласно рапорту Командира неранжированного батальона 2-го Учебного стрелкового полка от 8-го марта 1856 года, «означенные в списке горцы» Илья Александров и Николай Парамонов также поменяли место служения: первый, 30-го апреля 1847 года, был выключен по неспособности в Московский Гарнизонный Батальон, а второй – 3-го января 1857 года, выключен унтер-офицером в войска 4-го Пехотного Корпуса .

В-третьих, таких, кто принял присягу и состоял на службе и вовсе нельзя было вернуть. Как следовало из отношения Инспекторского Департамента в Департамент Военных Поселений от 12-го февраля 1856 года за № 1915, «горцы, принявшие Св. Крещение, не могут быть возвращены на Кавказ, т.к. по силе 3 прим. К 132 п. XXIV прилож. ч. 1 кн. 2 Свода Военных Постановлений по 4 продолж. пленные азиятцы и горцы, вступившие в православие, не возвращаются на родину, а водворяются на жительство во внутренних губерниях» .

Понятно, что никакой закон не мог противоречить Высочайшей воле – раз уж царь повелел, надо выполнять! И решение нашлось.

Согласно сношения Инспектора Резервной Кавалерии в Департамент Военных Поселений от 15-го мая 1856 года:

«… На основании 3-го примечания к 132 ст. XXIV прилож. ч. 1 кн. 2 Свода Военных Постановлений (по 4 продолж.) пленные горцы и азиятцы, высланные в Россию, кои не приняли православной веры и принадлежат к покорным племенам, но по истечении определённых сроков нахождения в военной службе и арестантских ротах, возвращаются на родину, а вступившие водворяются на жительство во внутренние губернии…» .

Кого в итоге обменяли (и обменяли ли вообще), не известно – в деле документов не имеется.

Cемейство Шамиля
Cемейство Шамиля