Новую Весту ждали больше года, хотя она давно была готова: сборку в Ижевске запустили ещё в феврале 2022 года, но вскоре остановили из-за отсутствия комплектующих. Потом АвтоВАЗ занимался переносом производства в Тольятти, поиском новых поставщиков и испытаниями машины с совсем другими компонентами. Так какой в итоге получилась импортозамещённая Lada Vesta? Рассказываем!
Если год назад презентационное название Vesta NG (New Generation) вызывало только улыбку, ведь речь шла лишь о не слишком масштабном обновлении, то сейчас уже не до смеха. Потому что из-за санкций автомобиль пришлось собирать чуть ли не заново! И если когда-то на этапе планирования модернизации речь шла о плановой замене около двух сотен деталей, то потом пришлось искать уже более шестисот новых элементов и узлов.
Компоненты искали не только в Китае, но и у российских поставщиков, многие из которых остались не у дел после остановки автозаводов. Известно, что почти всю электронику и многие элементы подвески выпускают в России, а пружины, амортизаторы и тормоза родом из Китая.
К счастью, внешность машины из-за смены поставщиков менять не пришлось. Фирменный «икс-фейс» обзавёлся крупными сотами облицовки радиатора, а окантовки стали тоньше и элегантнее. Но главное — полностью светодиодные фары российского производства, которые современно выглядят и очень неплохо светят. В статике хороши и задние фонари, но они не диодные — поворотники с лампами накаливания.
Салон изменился сильнее. Если раньше Vesta встречала средненьким интерьером с материалами невыдающегося качества, то теперь всё иначе: новая стилистика, двухцветная отделка, цифровая панель приборов, вертикальный планшет медиасистемы, симпатичные дверные карты. Стоит, разумеется, сделать оговорку о том, что мы рассматривали топовую версию, но она и правда впечатляет.
Новый салон строже прежнего и приятнее тактильно: верх панели мягкий, новый руль с россыпью кнопок и обогревом затянут в приятную кожу, дверные карты в местах соприкосновений мягкие и даже пластик дверных ручек с невидимой, тыльной стороны окрашен специальной «мягкой» краской. Поручни и рукоятки стали удобнее, на консоли появились USB-порты и кармашек со стороны пассажира.
Кресла прежние, с хорошим профилем, регулировкой высоты и поясного подпора, но теперь они ещё и радуют приятной обивкой, которая в топ-версии напоминает алькантару.
Наконец, главный центр притяжения в салоне — вертикальный планшет с системой от Яндекса. Работает устройство быстро, а при наличии интернета позволяет не только пользоваться навигацией и подгружать собственные плейлисты, но и оплачивать топливо на заправках. Вместе с ним на машину ставят дисплей панели приборов, который тоже настраивали в Яндексе, — он мало того, что приятен визуально, так ещё и может отображать во всю ширину карту навигатора. Разумеется, с пробками!
В версиях попроще будет медиасистема формата 2DIN с сенсорным экраном, но уже без Яндекса, зато с возможностью подключения Android Auto и Apple CarPlay. А приборы будут стрелочными, с монохромным экранчиком борткомпьютера, но оформленные в той же самой оранжево-красной стилистике, как и рисованные у топ-версии. Ещё появилась кнопка пуска двигателя, и это — штатное оснащение всех комплектаций. Хотя системы бесключевого доступа нет.
Слегка расстраивает, что второй ряд лишён подогрева кресел — его не будет даже при топовой комплектации. Но главное, чего больше нет у Весты, — это системы стабилизации. Именно поэтому камера заднего вида обладает абсолютно статичной разметкой (для включения анимации нужен отсутствующий на Весте датчик поворота руля). По тем же причинам до конвейера не дошла система контроля тяги на разных покрытиях.
Помимо отсутствия ESP, была в Тольятти и другая проблема: ушли почти все поставщики элементов подвески. И пришлось срочно подбирать альтернативу целому ряду запчастей. Тем не менее, едет машина ровно так же, как и прежде! Осталась даже лёгкая зажатость руля в нулевом положении, но многим такой плотный, но не перетяжелённый механизм нравится.
На прямой Vesta непоколебима, колеи её не смущают, а проходить повороты — вообще удовольствие. Если заложить вираж покруче, то машина умеренно кренится, фиксирует кузов в одном положении и чётко пишет траекторию. Усилие на руле при этом если не идеальное, то, как минимум, соответствующее обстановке.
И никуда не делись канонические реакции на акселератор, когда дугу можно корректировать педалью газа: сбросил — машина уменьшает радиус, добавил — распрямляет траекторию. Отсутствующая ESP вмешаться не может, и это какой-то первобытный водительский кайф, когда сам полностью контролируешь ситуацию.
При этом почти логановская энергоёмкость шасси тоже никуда не делась — неровности умеренного калибра Весту совсем не смущают. Ямки поглубже или ступенчатые неровности подвеска отрабатывает уже более ощутимо, но вся эта борьба проходит тихо, и лишь совсем явные возмущения подвески доносятся в салон гулкими ударами. Знаменитых резиновых скрипов, которые мучили покупателей самых первых Вест, здесь нет, мотор и коробка не донимают воем, а хорошо подогнанные панели салона не издают ни звука.
И как же жаль, что с таким шасси у Весты опять нет мощного силового агрегата! Была некоторая надежда на то, что вазовский 16-клапанник объёмом 1,6 литра, который развивает прежние 106 л.с., повезёт чуть быстрее с временным переходом на Евро-2 (нейтрализаторы на месте, но лямбда-зонды пока ставятся только по одному на машину), но увы — он всё так же не радует тягой во всём диапазоне оборотов. Хотя везёт ровно, без провалов и видимых всплесков. Иногда даже кажется, что базовый 90-сильный восьмиклапанник подойдёт Весте лучше. Как минимум на городских скоростях.
Отечественная «пятиступка» работает туговато и требует повышенных усилий при включении передач, но в целом производит хорошее впечатление — прежде всего, чёткостью переключений и несвойственной для вазовских машин тишиной. Автоматической трансмиссии у Весты пока нет. Вазовцы обещают появление таковой к следующему году — это будет китайский вариатор в сочетании с модернизированным 1,8-литровым мотором на 122 л.с.
Ну и про цены. Минимум — это 1 239 900 рублей за седан в комплектации Comfort с 90-сильным мотором или 1 338 000 рублей со 106-сильным. Набор здесь минимально достаточный, но АБС, подогревы сидений и зеркал, а также кондиционер на месте. И даже можно докупить обогрев лобового стекла и сиденья с регулировкой по высоте. Уже в этой комплектации можно взять универсал (но почему-то только 90-сильный): 1 329 900 рублей за обычный и 1 511 900 рублей за версию Cross.
Следующее исполнение Life — это только 106-сильный мотор, улучшенные сиденья, подлокотник и медиасистема с 7-дюймовым экраном. Седан стоит 1 400 900 рублей, и его же можно взять в версии Cross за 1 542 900 рублей. Но есть смысл доплатить сверху ещё 47 000 рублей до версии Enjoy, где появляются парктроник, обогревы руля и ветрового стекла, задняя камера и более приятная отделка салона.
Наконец, седан в топовой версии Techno стоит минимум 1 569 900 рублей. И это как раз то, что вы видите на фотографиях: с особой отделкой салона, атмосферной подсветкой, цифровыми приборами, планшетом медиасистемы, боковыми подушками и особыми колёсными дисками.
Как вам Vesta-2023, нравится? Расскажите в комментариях!