Найти тему
Исторические мелочи

О портрете «неизвестного шляхтича»

Этот материал должен иметь подзаголовок «Печальная повесть о потерянном впустую времени, атрибуции уже атрибутированного, достоверности Википедии и разнице между Гуглом и Яндексом».

На одном литовском сайте (ссылку, к сожалению, потерял) наткнулся на «портрет неизвестного шляхтича. XIX в.» Он меня заинтересовал, решил попытаться идентифицировать изображенного на нем персонажа

Проверил поиском по изображениям Гугла (портрет же зарубежный, Гугл по идее должен лучше в этом случае сработать, чем российский Яндекс), но он такой портрет не знает, лопочет какие-то глупости про то, что «на изображении, возможно, Петр I». В общем, решил попробовать атрибутировать самостоятельно.

По художественной манере портрет производит впечатление достаточно позднего – либо действительно вторая половина-конец XIX в., либо, возможно, уже даже и XX в. Но сам персонаж, несомненно, относится ко второй половине XVIII, в крайней случае – первым годам XIX в., то есть к периоду правления короля Станислава Августа или сразу после него. Достаточно точное воспроизведение предметных деталей заставляет полагать, что портрет выполнен с более раннего, прижизненного изображения персонажа.

На портрете изображен польский шляхтич, не обязательно собственно представитель Королевства Польского, возможно, и объединенного с ним в унию Великого княжества Литовского. Облачен он, судя по всему, в так называемый «воеводский мундир» - своеобразный аналог российских губернских мундиров, то есть одеяние цветов, установленных для определенного воеводства (административная единица) Речи Посполитой. Состоит он из кунтуша (контуша) сверху и жупана под ним. Сочетание цветов этих предметов одежды и определяет принадлежность шляхтича к тому или иному воеводству.

Но главное внимание привлекает не это. Вы только посмотрите на наградной иконостас портретируемого! Через левое плечо надета лента ордена Белого орла - высшей награды Речи Посполитой. Из-под ленты на левой стороне груди выглядывает кусочек звезды этого ордена. На шее внизу висит крест ордена Черного орла – высшей награды Прусского королевства. Обычно знак этого ордена носился также у бедра на чресплечной ленте, но здесь он «перенесен» на шею явно потому, что его «законное» место занято лентой и знаком «своей», польской награды. Над орденом Черного орла белый мальтийский крест награды, которую я не смог установить. Еще выше – белый крест на бело-оранжевой ленте, принадлежащий второму по значимости ордену Пруссии – Красного орла. Левее (от нас) этой награды красный крест второго по значимости польского ордена – Св. Станислава. Ох и непростой перед нами шляхтич, очень непростой.

Каким «путем» устанавливать его личность, от чего плясать? Решил начать со списка награжденных прусским орденом Черного орла. Соответствующий перечень легко доступен в Википедии, но представлен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. И хотя по идее мне нужно было просто выискивать в нем по-польски звучащие фамилии, перечень оказался слишком обширным и после пары-тройки отсмотренных букв я сдался(( Однако решил все же проверить специально буку R на предмет Радзивиллов. Эти «некоронованные короли» Великого княжества Литовского даже с Гогенцоллернами в свое время породнились, правда, это произошло позже, чем предположительный период написания портрета, но тем не менее. Кому, как ни Радзивиллу демонстрировать столь впечатляющий набор прусских наград. Но – нет. Радзивиллы в перечне кавалером ордена Черного орла, конечно, были, но ни один из них «не подходил на роль» нашего персонажа.

Решил проверить награжденных орденом Красного орла. Нет. Список таковых в Википедии отсутствует и, по крайней мере, по результатам быстрого поиска в интернете не находится.

Пошел смотреть перечень награжденных польским орденом Белого орла. Таковой тоже есть в Википедии, и даже представлен в более удобном, чем список кавалеров ордена Черного орла виде – он, по крайней мере разделен по периодам правления польских королей. Просматривал-просматривал, просматривал-просматривал…. и тоже сдался. Здесь критики могут начать критиковать меня за несерьезный подход – взялся атрибутировать, так атрибутируй, стал отсматривать перечень награжденных, так отсматривай полностью…. И будут совершенно правы. Я бы обязательно в конечном итоге так и сделал – просмотрел перечни награжденных до конца, просто чуть позже. Но пока решил попробовать еще какие-то пути.

И такой путь действительно нашелся. В польской части Википедии мне удалось найти отдельный раздел «Поляки, награжденные орденом Черного орла». «Ага! – обрадовался я. – Вот оно!» Перечень там небольшой, я его быстро просмотрел и…. испытал разочарование. Из перечисленных там лиц на роль персонажа нашего портрета более-менее подходил лишь один человек – Михаил Казимир Огинский, дядя более известного, в частности своим полонезом, Михаила Клеофаса Огинского. Но подходил именно «более-менее» - у Михаила Казимира Огинского действительно имелись ордена Белого орла, Св. Станислава, Черного орла, Красного орла. Вопрос о неопределеннм мною ордене с белым крестом оставался, таким образом, открытым. Но портретное сходство «оставляло желать лучшего». Судите сами

Ю. Пичманн «Михаил Казимир Огинский», 1790-92 гг.
Ю. Пичманн «Михаил Казимир Огинский», 1790-92 гг.
А. Кауфманн «Портрет Михаила Казимира Огинского», 1792-99 гг. (?)
А. Кауфманн «Портрет Михаила Казимира Огинского», 1792-99 гг. (?)

Версия о том, что на «портрете неизвестного шляхтича» изображен Михаил Казимир Огинский годилась в качестве рабочей, но не вселяла уверенности и из-за этого не вызывала удовлетворения. Нужно было искать еще пути и варианты поиска.

Тут я хотел попробовать «поплясать» от изображенного на шляхтиче воеводского мундира, если я, конечно, не заблуждаюсь и это действительно он. Дело в том, что подобные кунтуши и жупаны некоторое время носили также части «кавалерии народовой», то есть так называемой «национальной кавалерии» Речи Посполитой, в которую в XVIII в. были переформированы бывшие гусарские и панцерные хоругви. Задача определения воеводства по цветам мундира тоже представлялась нетривиальной, во-первых, нужно было еще найти нужную информацию в систематизированном виде, во-вторых, задача усложнялась еще и тем, что в некоторых случаях воеводские мундиры имели различия не только собственно по воеводствам, но еще и по поветам, то есть более мелким административным единицам.

И прежде, чем отправляться по этому пути, я решил еще раз попытать счастья с Радзивиллами. Ну, никак не хотела меня отпускать интуитивная мысль, что изображенный должен быть связан с этой династией. Теперь я решил не выискивать представителей того семейства в перечнях кавалеров тех или иных орденов, а просто просмотреть их «сплошняком». Нашел в той же Википедии список «известных представителей» рода Радзивиллов и…

…таки что вы думаете? Я нашел не просто возможного «претендента на роль» персонажа нашего портрета, а сам наш портрет, и вполне уже атрибутировванный. Правда, под знаком вопроса, то есть атрибуция имеет предположительный характер, но выглядит она вполне основательной.

Итак, «портрет неизвестного шляхтича» хранится в Национальной историческом музее Республики Беларусь, исполнен неизвестным художником и изображает Мацея Радзивилла (1749-1800) - подкомория великого литовского, каштеляна виленского, композитора и драматурга. Примечательным при этом является тот факт, что посвященная ему страница Википедии не содержит никаких упоминаний о награждении Мацея Радзивилла орденами Черного орла и Красного орла. Таким образом, его и бесполезно было искать в перечне награжденных этими прусскими орденами. В статье обозначено лишь наличие у него польских орденов Белого орла и Св. Станислава, а также баварского ордена Св. Губерта, которому и принадлежит тот белый мальтийский крест на шее, который я не смог сразу опознать.

Можно было бы и усомниться в обоснованности атрибуции портрета шляхтича как изображения Мацея Ралзивилла, но другой портрет не оставляет места для сомнений, поскольку на нем изображен явно тот же человек, с тем же набором орденов и вполне недвусмысленной подписью на самом полотне.

Неизвестный художник «Мацей Радзивилл», 1800 г.
Неизвестный художник «Мацей Радзивилл», 1800 г.

Еще парочка портретов

Ю. Пешка «Портрет Мацея Рдзивилла», 1800 г.
Ю. Пешка «Портрет Мацея Рдзивилла», 1800 г.
Неизвестный художник «Портрет Мацея Рдзивилла», 1792-1800 г.
Неизвестный художник «Портрет Мацея Рдзивилла», 1792-1800 г.

Таким образом, моя интуитивная догадка оправдалась, «шляхтич» действительно оказался одним из Радзивиллов. Но знаете, что самое обидное? Даже не то, что я потратил время на попытки атрибуции портрета, который давно атрибутирован и лежит себе – с достоверной подписью! – даже в Википедии. А то, что установив описанным образом личность персонажа, я вспомнил, что в начале проверял портрет только Гуглом, но, судя по всему, не проверял Яндексом. И уже теперь решил это исправить и посмотреть, как с задачей справится Яндекс. Так вот Яндекс без проблем и сразу называет имя портретируемого. Так что Яндекс в последнее время лучше справляется с поиском по изображениям, по крайней мере, по портретам, чем Гугл, даже если речь идет о картинках зарубежного происхождения.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.