Хороший триллер чем-то похож на путешествие. Глядя на экран, мы видим мрачные и извилистые дороги, которыми следуют разумы тех, кто променял мораль и человечность на слепое потворство собственным темным страстям. Легкой прогулки от таких фильмов ожидать не стоит, но все-таки мы любим их за атмосферу тревоги и неопределенности, лихие повороты сюжета и чувство собственной защищенности, возникающее у зрителя по мере того, как время, отпущенное экранному злу, истекает.
1. Способный ученик (1998)
Брэд Ренфро, безусловно, был одним из самых талантливых молодых актеров своего поколения. В этом фильме он играет Тодда — подростка, увлеченного историей Германии и Второй мировой войны. Интерес юноши к этой темной странице 20 века приводит его к внезапному открытию. Оказывается, что один из соседей Тодда — бывший эсэсовец Курт Дюссандер, служивший в концлагере надзирателем. Недобитый фашист, потрясающе сыгранный Иэном Маккелленом, выдает себя за беженца по имени Артур Дюнкерк. Тодд начинает шантажировать Дюссандера, угрожая выдать того полиции. В обмен на свое молчание он требует все более подробной информации о зверствах, творившихся в концентрационных лагерях. Чем дальше заходит подросток в своем увлечении, тем сильнее проникает в него зло, которым буквально пропитан бывший офицер СС. В свое время «Способный ученик» провалился в прокате, однако это одна из лучших экранизаций Стивена Кинга с сильной историей и неожиданным финалом.
2. Мой сын, Мой сын, что ты наделал (2009)
В 1979 году Марк Яворски, многообещающий актер из Университета Сан-Диего, убил свою мать старинной саблей. Он буквально воспроизвел сцену из греческой трагедии «Орест», пьесы, в которой ему была отведена главная роль. Его история вдохновила Вернера Херцога на создание фильма под названием «Мой сын, Мой сын, что ты наделал», в котором Майкл Шеннон играет безнадежно ненормального психопата, которому противостоит Уиллем Дефо в роли полицейского детектива. Задача последнего состоит в том, чтобы заставить спятившего актера отпустить заложников, для чего нужно понять его искаженную логику и безумные мотивы. Фигура убийцы и его психическое состояние в фильме рассматриваются главным образом в ретроспективных кадрах, основанных на воспоминаниях или сообщениях очевидцев, медленно проводя нас через эпизоды нарастающего сумасшествия главного героя.
3. Этажом ниже (2016)
Британец Дэвид Фарр, снимая свой триллер «Этажом ниже», явно ориентировался на столпы этого жанра, такие как «Газовый свет» и «Рука, качающая колыбель». До прямых заимствований дело, однако, не дошло, и на выходе получился стильный и атмосферный фильм про молодую пару, у которой скоро должен родиться первенец. Будущие родители, Джастин и Кейт, знакомятся со своими новыми соседями Джоном и Терезой. Выясняется, что те тоже ждут ребенка. На этой почве между семьями завязываются приятельские отношения. Заканчиваются они в тот момент, когда Тереза теряет своего нерожденного ребенка в результате несчастного случая. Следуя не вполне очевидной логике, она приходит к выводу, что во всем виноваты Джастин и Кейт. Дальнейшее развитие событий еще сильнее запутывает ситуацию, заставляя зрителя гадать, кто из главных героев картины прав, а кто нет?
4. Обещание (2001)
Повесть Фридриха Дюрренматта 1958 года «Обещание» экранизировали несколько раз, но лучшая киноадаптация этого произведения принадлежит Шону Пенну. Фильм начинается с того, что детектив Джерри Блэк, который работает в Рино, штат Невада, отмечает свой выход на пенсию. Во время прощальной вечеринки полицейские получают сообщение об убийстве маленькой девочки. Поскольку формально Джерри еще находится на дежурстве, он решает взяться за это дело хотя бы и на те 6 часов, что остались у него до официального прекращения службы. Побывав на месте преступления, детектив отправляется к родителям ребенка с мрачной вестью. Убитая горем мать требует от Блэка найти преступника во что бы то ни стало, и тот обещает ей, что так и будет. У этого триллера масса достоинств, здесь есть и многослойное повествование, и прекрасная детективная история, и концовка, которую невозможно предугадать. Дополняется все это блестящей игрой Джека Николсона. Джерри Блэк в его исполнении — это эталон образа человека одержимого тем, что он считает своим призванием.